Упр.82 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:

82 Наблюдаем роль стилистически дифференцированной речи в художественном произведении.

1. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Какой функциональный стиль используется в речи персонажей? С какой целью?

— У нас недавно случай был, — заговорил Костя. — Пошли бабы в лес за малиной на остров... А с той стороны острова — протока, она летом мелеет здорово. Ну, медведь и перешёл её...

— Медведь?

— Медведь. Перебрёл, значит, и тоже к малинке, они любят её. А одна баба у нас есть, смешная такая!.. Наткнулась на рясный куст и успевает в две руки, и успевает. Вдруг слышит: с той стороны кто-то подошёл к кусту... А куст-то большой — не видно. А она и говорит: «Это ты, Нюра?» Думала, товарка с той стороны подошла. А мед-ведь-то как рявкнет!.. — Костя засмеялся. Нина слушала. — Как он рявкнул, баба бросила ведро и бежать. Бежит и орёт дурным голосом: «Мишенька, у меня дети маленькие!» — Костя опять засмеялся, долго смеялся, представив, как летела по кустам перепуганная баба.

— А он что, он за ней, что ли?

— Медведь? Да нет, он в другую сторону побежал — к протоке. Он сам напугался. (В. Шукшин)

2 Найдите в тексте примеры стилистически окрашенных языковых средств:

а) сниженную разговорную лексику;

б) разговорную фразеологию, частицы, союзы;

в) разговорный синтаксис:

неполные предложения;

односоставные предложения;

обращения;

удвоение сказуемых;

вопросительные, восклицательные предложения;

вводные слова.

3. Как характеризует рассказчика его речь?

Вариант ответа 1

Функциональный стиль речи персонажей - разговорный, бытовой. Он используется для передачи непринужденного общения, повседневной беседы между персонажами.

Примеры стилистически окрашенных языковых средств:

а) Сниженная разговорная лексика:

бабы (женщины)

медведь (медведь)

куст-то (куст)

б) Разговорная фразеология, частицы, союзы:

пошли бабы (пошли женщины)

А с той стороны острова — протока (А с другой стороны острова — река)

а мед-ведь-то как рявкнет!.. (а медвед

в) Разговорный синтаксис:

Неполные предложения: "Медведь?", "Да нет, он в другую сторону побежал — к протоке. Он сам напугался."

Удвоение сказуемых: "и успевает", "и успевает", "и говорит", "как рявкнет"

Рассказчик характеризует себя сквозь речь персонажей как непосредственного участника событий, человека из народа, который передает обыденные и живые эпизоды из жизни. Его речь проста, непринужденна, с яркой оценкой происходящего, а также с элементами юмора. Рассказчик стремится создать атмосферу близости и доверительности, чтобы читатели могли легко воспринимать и погрузиться в события рассказа.

Вариант ответа 2

Функциональный стиль речи персонажей - разговорный, обыденный. Он используется для передачи непринужденного общения и воссоздания атмосферы повседневной беседы.

Примеры стилистически окрашенных языковых средств:

а) Сниженная разговорная лексика:

бабы (женщины)

медведь (медведь)

б) Разговорная фразеология, частицы, союзы:

«Это ты, Нюра?»

«Мишенька, у меня дети маленькие!»

заговорил, думала, представив

в) Разговорный синтаксис:

Неполные предложения: "Медведь?", "Да нет, он в другую сторону побежал — к протоке. Он сам напугался."

Рассказчик характеризует себя сквозь речь персонажей как рассказчик, который воспроизводит повествование народного характера, использует разговорный стиль и отличается оттенками юмора. Он ведет повествование так, будто он сам является частью этой среды, которую описывает, и создает атмосферу близости и доверительности с читателем.