Упр.362 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:

362. Подготовьте список вопросов для повторения темы «Морфемика и словообразование». Задайте эти вопросы однокласснику. Обсудите с одноклассником план ответа по теме «Морфемика и словообразование».

Ответ №1

1) Что изучает морфемика?

– Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.

2) Что изучает словообразование?

– Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

3) Что такое морфема?

– Морфема – это минимальная значимая часть слова.

4) Какие виды морфем вы знаете?

– Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание, интерфикс (соединительный гласный), постфикс (-те, -ся/-сь).

5) Какие морфемы могут входить в состав основы?

– Приставка, корень, суффикс.

6) Какие слова называются однокоренными?

– Однокоренные слова – это слова разных частей речи с общим смысловым корнем или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

7) Что такое формы слова?

– Формы одного и того же слова образуются окончанием, это не однокоренные слова, а одно и то же слово с разными окончаниями.

8) Перечислите основные способы образования слов.

– Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, аббревиация, переход из одной части речи в другую.

9) Что такое морфемный анализ слова? В чём заключается его цель?

– Морфемный анализ – разбор слова по составу. Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово.

10) Для чего нужен словообразовательный анализ?

– Цель словообразовательного анализа – определение того, как образовано данное слово.

Ответ №2

1. Что изучает морфемика?

Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает части слова –морфемы, их состав, значение, типы.

2. Какие морфемы вы знаете? Для чего они служат?

- корень - морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). Корень имеют все самостоятельные части речи.

- окончание – изменяемая часть слова, морфема, которая служит для связи слов в словосочетании, для образования форм слова.

- суффикс – морфема, служащая для образования новых слов, часть слова, стоящая между корнем и окончанием.

- приставка – морфема, служащая для образования новых слов, часть слова перед корнем.

Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.

3. Как отличить формы слова от новых слов?

- Формы слова образуются, когда мы изменяем слово по падежам, родам, числам, спрягаем и.т.д. В этом случае всё слово остаётся неизменным, кроме окончания (день-дня-дню; тёплый-тёплая-тёплое; рука-руки; делаю-делаем-делаешь-делаете-делает-делают)

Также нужно есть формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

- Новые слова образуются с помощью морфем – суффиксов и приставок (день-деньской, тёплый-тепловатый, рука-ручка, делаю-приделаю).

4. Что изучает словообразование?

Раздел лингвистики, изучающий способы образования новых слов, называется словообразованием.

5. Назовите основные способы словообразования.

1. Морфологический способ:

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория, делать - сделать;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво, мочить - мочёный;

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица;

4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться – борьба;

5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;

7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;

8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).

2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.

В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный).

Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.