Упр.15 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

15. 1. Прочитайте, ведя диалог с текстом. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова.

Пейзажная живопись — это не только портрет природы и не только // эмоциональный отклик художника на родные просторы. Пейзаж — это прежде всего душа народа, его дух, его миросозерцание, что и придаёт ему, как жанру, характер национального. Духовная созерцательность русского пейзажа и определяет его принципиальное отличие от своего европейского аналога, несмотря на внешнюю — стилистическую и формальную — близость.

Куинджи умеет почувствовать и передать огромность мира, его // необъятность и бесконечность. Он выстраивает композицию так, чтобы она и воспринималась зрителем как часть целого. Вот эту целостность огромного окружающего нас мира и подчёркивает всегда художник, независимо от избранного мотива и даже характера освещения. Да и сам этот характер освещения никогда не был для Куинджи самоцелью. Его интересовали не световые эффекты как таковые, а // жизнь света, его воздействие на окружающий мир, который меняется в нашем восприятии в зависимости и от силы света, и от времени суток. Мир, преображённый светом, — вот по сути главный объект художественного внимания Куинджи.

(М. Петрова)

Прочитайте, ведя диалог с текстом.

Пейзажная живопись – это не только портрет природы и не только (что?) эмоциональный отклик художника на родные просторы. Пейзаж – это прежде всего душа народа, его дух, его миросозерцание, что и придаёт ему, как жанру, характер национального. Духовная созерцательность русского пейзажа и определяет его принципиальное отличие от своего европейского аналога, несмотря на внешнюю – стилистическую и формальную – близость.

Куинджи умеет почувствовать и передать огромность мира, его (что именно?) необъятность и бесконечность. Он выстраивает композицию так, чтобы она и воспринималась зрителем как часть целого. Вот эту целостность огромного окружающего нас мира и подчёркивает всегда художник, независимо от избранного мотива и даже характера освещения. Да и сам этот характер освещения никогда не был для Куинджи самоцелью. Его интересовали не световые эффекты как таковые, а (что конкретно?) жизнь света, его воздействие на окружающий мир, который меняется в нашем восприятии в зависимости и от силы света, и от времени суток. Мир, преображённый светом, - вот по сути главный объект художественного внимания Куинджи.

Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.

- синонимы (пейзажная живопись, пейзаж)

- лексические повторы (целое, целостность; пейзаж; характер)

- местоименная замена (Куинджи – он – его)

Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова.

Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:

1) внимательно прочитать текст

2) определить тему и основную мысль

Тема текста: особенности творчества Архипа Куинджи.

Основная мысль:

- «пейзаж – это прежде всего душа народа, его дух, его миросозерцание, что и придаёт ему, как жанру, характер национального»

- «Мир, преображённый светом, - вот по сути главный объект художественного внимания Куинджи».

3) найти ключевые слова

Ключевые слова: пейзажная живопись, душа народа, миросозерцание, Архип Куинджи, композиция, целостность мира, характер освещения, жизнь света.

4) определить количество абзацев и составить план;

В данном тексте 2 абзаца.

План текста:

1. Пейзажная живопись как отражение души народа

2. Особенности творчества Куинджи

3. Композиционные приёмы Куинджи.

5) обратить внимание на стиль и тип речи.

Стиль текста: публицистический.

Тип речи: рассуждение.

6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;

7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.

2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Художник. Картина».

Тематическая группа «Художник. Картина»:

- пейзажная живопись

- портрет

- просторы

- пейзаж

- миросозерцание

- характер

- композиция

- целостность

- мотив

- освещение

- свет

- воздействие

- мир

3. Объясните значение слов аналог, объект.

Аналог – объект, идентичный или соответствующий данному по каким-либо параметрам.

Объект – 1. Элемент действительности, взятый без связи со временем; то, что имеет характеристики и может вступать в отношения; результат выделения из некоторой совокупности. 2. То, на что направлена та или иная деятельность. 3. Предприятие, учреждение, а также вообще место приложения экономической, производственной, хозяйственной деятельности. 4. (лингв.) Семантическая синтаксическая категория, в предложении обозначающая того (то), на кого (что) направлено действие или обращено какое-либо состояние; дополнение. 5. (юр.) Материальные, духовные и иные социальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения.

4. Запишите последний абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Подчеркните грамматические основы предложений.

Куинджи умеет почувствовать и передать огромность мира, его необъятность и бесконечность. Он выстраивает композицию так, чтобы она и воспринималась зрителем как часть целого. Вот эту целостность огромного окружающего нас мира и подчёркивает всегда художник, независимо от избранного мотива и даже характера освещения. Да и сам этот характер освещения никогда не был для Куинджи самоцелью. Его интересовали не световые эффекты как таковые, а жизнь света, его воздействие на окружающий мир, который меняется в нашем восприятии в зависимости и от силы света, и от времени суток. Мир, преображённый светом, - вот по сути главный объект художественного внимания Куинджи.

Объясните орфограммы и пунктограммы

Куинджи умеет (уметь, 1 спряжение) почувствовать (словарное слово) и передать (неизменяемая приставка пере-) огромность (словарное слово) мира, (запятая между однородными дополнениями) его необъятность (слово без частицы не употреблять нельзя; разделительный твёрдый знак перед гласной я) и бесконечность. (приставка перед основой на глухой согласный; проверочное слово: кончить) Он выстраивает (выстраиваю, 1 форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; выстраивать, 1 спряжение) композицию (словарное слово) так, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) чтобы она и воспринималась (приставка перед основой на глухой согласный; чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс -а-) зрителем как часть целого. Вот эту целостность (проверочное слово: целость) огромного окружающего нас мира и подчёркивает (неизменяемая приставка под-; подчёркиваю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; подчёркивать, 1 спряжение) всегда художник, (запятой выделяется обособленное распространённое дополнение) независимо от избранного (в суффиксах страдетльных причастий пишется удвоенная нн) мотива (словарное слово) и даже характера освещения. (неизменяемая приставка о-; проверочное слово: свет) Да и сам этот характер освещения никогда (частица ни с отрицательными наречиями пишется слитно; частица ни является безударной: никогда?) не (частица не с глаголами пишется раздельно) был для Куинджи самоцелью. (соединительная гласная о после твёрдого согласного; разделительный мягкий знак перед гласной ю) Его интересовали (интересую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование –ова-/-ую) не (есть противопоставление) световые эффекты (словарное слово) как таковые, (перед противительным союзом а всегда ставится запятая) а жизнь света, (запятая между однородными дополнениями) его воздействие (приставка перед звонким согласным) на окружающий мир, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) который меняется (проверочное слово: измена; который (что делает?) меняется) в нашем восприятии в зависимости и от силы света, (запятая между однородными дополнениями) и от времени (формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются с помощью суффикса –ен-) суток. Мир, (запятой выделяется причастный оборот) преображённый (значение приставки пре- близко к значению приставки пере-; в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн) светом, - (запятой выделяется причастный оборот; подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) вот по сути главный объект (разделительный твёрдый знак перед гласной е) художественного (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) внимания Куинджи.

5. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

а) световые эффекты

б) преображённый светом

в) пейзажная живопись

г) эмоциональный отклик

а) световые эффекты; эффекты (какие?) световые; согласование

б) преображённый светом; преображённый (чем?) светом; управление

в) пейзажная живопись; живопись (какая?) пейзажная; согласование

г) эмоциональный отклик; отклик (какой?) эмоциональный; согласование

Ответ: в словосочетании б) преображённый светом связь иная, чем согласование. В данном словосочетании связь управление.

6. Напишите изложение или сочинение (прокомментируйте в тексте-рассуждении мысли, выраженные в двух первых предложениях).

Изложение

Пейзажная живопись – это не просто изображение природы, это отражение души народа, его мироощущения. Русский пейзаж отличается духовной созерцательностью, которая и делает его национальным жанром, несмотря на внешнюю схожесть с европейскими аналогами.

Архип Куинджи умел чувствовать и передавать необъятность и бесконечность мира. Он строил композиции так, чтобы зритель воспринимал их как часть целого. Художник всегда подчёркивал целостность окружающего мира, независим от мотива и характера освещения.

Для Куинджи световые эффекты не были самоцелью. Его интересовала жизнь света, его воздействие на мир, который меняется в нашем восприятии в зависимости от силы света и времени суток. Мир, преображённый светом, стал главным объектом художественного внимания Куинджи.

Сочинение

Пейзажная живопись – это не только портрет природы и не только эмоциональный отклик художника на родные просторы. Пейзаж – это прежде всего душа народа, его дух, его миросозерцание, что и придаёт ему, как жанру, характер национального.

В этих предложениях поднимается важная тема о роли пейзажной живописи в культуре и искусстве. Автор утверждает, что пейзаж – это не просто изображение природы, а отражение души народа, его мироощущения и национального характера.

Действительно, пейзаж может служить зеркалом, в котором отражаются культура, история и традиции народа. Через изображение природы художники передают свои эмоции, чувства и восприятие мира. Они могут использовать различные средства выразительности, такие как цвет, композиция, свет и тень, чтобы создать уникальный образ, который будет понятен и близок зрителям.

Кроме того, пейзаж может служить средством коммуникации между разными культурами. Он позволяет людям из разных стран и эпох понимать друг друга без слов, через общие образы и символы. Например, горы, реки, леса и поля могут вызывать схожие ассоциации у людей из разных уголков мира.

Следовательно, пейзажная живопись играет важную роль в культуре и искусстве. Она помогает нам лучше понять себя и других, увидеть красоту мира и насладиться ею.