Упр.189 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

189.1. Прочитайте и запишите текст. Определите его тему. Укажите средства речевой выразительности. Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите ключевые слова.

Когда мы произносим имя Лермонтов, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые вызывает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней потери. Может,7 об этом и не стоило бы говорить, потому что стихи Лермонтова живут, но эта ранняя утрата с ещё большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность. Мы знаем великих людей искусства, погибших в тридцать пять — тридцать семь лет: Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Маяковский...

Но не было во всей мировой литературе столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано: Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет. А между тем имя его стоит в ряду величайших русских поэтов, вслед за именем Пушкина.

(И. Андроников)

Прочитайте и запишите текст.

Когда мы произносим имя Лермонтов, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые вызывает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней потери. Может, об этом и не стоило бы говорить, потому что стихи Лермонтова живут, но эта ранняя утрата с ещё большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность. Мы знаем великих людей искусства, погибших в тридцать пять – тридцать семь лет: Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Маяковский…

Но не было во всей мировой литературе столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано: Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет. А между тем имя его стоит в ряду величайших русских поэтов, вслед за именем Пушкина.

Определите его тему.

Тема текста: ранняя потеря гения.

Укажите средства речевой выразительности.

Эпитеты:

- глубокому (раздумью)

- бесконечному (восхищению)

- ранняя (утрата)

- великих (людей)

- великого (поэта)

- величайший (из поэтов)

Метафора:

- перемешиваются чувства

Олицетворение:

- утрата заставляет чувствовать

Подготовьтесь к сжатому изложению.

Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:

1) внимательно прочитать текст

2) определить тему и основную мысль

Тема текста: ранняя потеря гения.

Основная мысль: «не было во всей мировой литературе столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано».

3) найти ключевые слова

Ключевые слова: Лермонтов, поэзия, гениальность, великие люди искусства, мировая литература.

4) определить количество абзацев и составить план;

В данном тексте 2 абзаца.

План текста:

1. Восхищение поэзией Лермонтова и чувство горечи от его ранней смерти.

2. Сравнение с другими великими людьми искусства, погибшими молодыми.

3. Утверждение о месте Лермонтова в русской поэзии после Пушкина.

5) обратить внимание на стиль и тип речи.

Стиль текста: публицистический.

Тип речи: рассуждение.

6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;

7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.

Выпишите ключевые слова.

Ключевые слова: Лермонтов, поэзия, гениальность, великие люди искусства, мировая литература.

2. Подчеркните грамматические основы предложений.Когда мы произносим имя Лермонтов, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые вызывает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней потери. Может, об этом и не стоило бы говорить, потому что стихи Лермонтова живут, но эта ранняя утрата с ещё большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность. Мы знаем великих людей искусства, погибших в тридцать пять – тридцать семь лет: Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Маяковский…

Но не было во всей мировой литературе столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано: Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет. А между тем имя его стоит в ряду величайших русских поэтов, вслед за именем Пушкина.

3. Определите виды придаточных предложений.

(когда?) придаточное времени) (Когда мы произносим имя Лермонтов), к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, (раздумью и восхищению (каким?); придаточное определительное) (которые вызывает его поэзия), примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней потери.

Может, об этом и не стоило бы говорить, (почему?) придаточное причины) (потому что стихи Лермонтова живут), но эта ранняя утрата с ещё большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность.

Но не было во всей мировой литературе столь же великого поэта, (поэта (какого?); придаточное определительное) (жизнь которого оборвалась так рано): Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет.

4. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении?

[Но не было во всей мировой литературе столь же великого поэта]1, (жизнь которого оборвалась так рано)2: [Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет]3.

В данном предложении 3 грамматические основы.

5. Каковы особенности начала (зачина) текста?

Зачин текста содержит оценку события, которая подтверждается аргументами из середины текста. Также в зачине мы видим вводные сочетания, которые позволяют передать отношение автора.

6. Какой синоним к слову потеря употребляется во втором предложении? В чём различие этих слов-синонимов?

Потеря – утрата

Различие между данными синонимами заключается в лексической окраске: слово «потеря» является общеупотребительным, а слово «утрата» - книжным.

7. Подберите синонимы к вводному слову может. Придумайте предложение, в котором может не является вводным словом.

Может – возможно, кажется, пожалуй, по-видимому, вероятно.

Мой друг может помочь нам в выходные. (в данном предложении слово может является глаголом и входит в состав сказуемого)

8. Перескажите отрывок (напишите изложение).

Произнося имя Лермонтова, мы испытываем глубокое восхищение и одновременно сожаление, ведь поэт ушёл из жизни слишком рано. Его гениальность ощущается особенно остро из-за ранней утраты. В мировой литературе есть примеры великих людей искусства, которые погибли в возрасте 35-37 лет, например, Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Маяковский.

Однако Лермонтов выделяется среди них, поскольку не было поэта такого масштаба, чья жизнь оборвалась бы так рано. Он погиб, не достигнув 27 лет, но его имя стоит в одном ряду с величайшими русскими поэтами, вслед за именем Пушкина.

9. Напишите сочинение на одну из тем: «Лермонтов — преемник Пушкина», «Роль сложных предложений в тексте».

Лермонтов – преемник Пушкина

Михаил Юрьевич Лермонтов, выдающийся русский поэт и прозаик, является духовным преемником Александра Сергеевича Пушкина. Оба поэта отразили в своём творчестве размышления о своём поколении, о времени, о себе, о Родине. Однако, если Пушкин в основном творил в период расцвета русской культуры, то Лермонтов писал в годы реакции, когда многие его современники жили бесцельно.

Лермонтов продолжил тему поэта и поэзии, начатую Пушкиным. В его произведениях звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу, а не быть просто развлечением для избранных. Он подчёркивал, что поэзия прошлых лет была орудием для битвы, обращением к людскому множеству, в объединении людей.

Стихотворение Лермонтова «Пророк» является продолжением одноимённого произведения Пушкина. В нём поэт, наделённый божественным даром, осознаёт всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие», потому что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он продолжает своё дело.

Таким образом, Лермонтов является духовным преемником Пушкина, продолжая и развивая темы, поднятые великим предшественником. Он обогатил русскую литературу новыми образами и идеями, оставив неизгладимый след в сердцах читателей.

Пунктуационный анализ предложения:

Может,(1) об этом и не стоило бы говорить, потому что стихи Лермонтова живут, но эта ранняя утрата с ещё большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность.

Запятая (1) выделяет вводное слово может.