Упр.221 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

221. Прочитайте. Укажите, чем отличаются данные пары предложений. Произведите их синтаксический анализ. Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях.

1. Труд кормит, а лень портит. Труд кормит — лень портит. 2. Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело — гуляй смело. 3. Если назвался груздем, полезай в кузов. Назвался груздем — полезай в кузов. 4. Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. Облака ярко светились — на них нельзя было смотреть.

1.

Труд кормит, а лень портит. (сложное союзное предложение)

Труд кормит – лень портит. (сложное бессоюзное предложение)

2.

Когда кончил дело, гуляй смело. (сложное союзное предложение)

Кончил дело – гуляй смело. (сложное бессоюзное предложение)

3.

Если назвался груздем, полезай в кузов. (сложное союзное предложение)

Назвался груздем – полезай в кузов. (сложное бессоюзное предложение)

4.

Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. (сложное союзное предложение)

Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть. (сложное бессоюзное предложение)

Проведите их синтаксический анализ.

1.

[Труд кормит]1, а [лень портит]2.

(1-я часть: (что?) труд; труд (что делает?) кормит;

2-е предложение: (что?) лень; лень (что делает?) портит)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, соединённых сочинительным противительным союзом а.

1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.

[- =]1, а [- =]2.

[Труд кормит]1 – [лень портит]2.

(1-я часть: (что?) труд; труд (что делает?) кормит;

2-е предложение: (что?) лень; лень (что делает?) портит)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.

1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.

[- =]1 - [- =]2.

2.

(Когда кончил дело)1, [гуляй смело]2.

(1-я часть: (что сделал?) кончил; кончил (что?) дело; кончил (когда?) когда;

2-е предложение: (что делай?) гуляй; гуляй (как?) смело)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзным словом когда.

1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

(Когда = -)1, [=]2.

[Кончил дело]1 – [гуляй смело]2.

(1-я часть: (что сделал?) кончил; кончил (что?) дело;

2-е предложение: (что делай?) гуляй; гуляй (как?) смело)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.

1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

[=]1 - [=]2.

3.

(Если назвался груздем)1, [полезай в кузов]2.

(1-я часть: (что сделал?) назвался; назвался (чем?) груздем;

2-я часть: (что делай?) полезай; полезай (куда?) в кузов)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом если.

1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

(Если =)1, [=]2.

[Назвался груздем]1 – [полезай в кузов]2.

(1-я часть: (что сделал?) назвался; назвался (чем?) груздем;

2-я часть: (что делай?) полезай; полезай (куда?) в кузов)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.

1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

[=]1 - [=]2.

4.

[Облака ярко светились]1, (так что на них нельзя было смотреть)2.

(1-я часть: (что?) облака; облака (что делали?) светились; светились (как?) ярко;

2-я часть: (что делать?) нельзя было смотреть; нельзя было смотреть (на что?) на них)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом так что.

1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.

[- =]1, (так что =)2.

[Облака ярко светились]1 – [на них нельзя было смотреть]2.

(1-я часть: (что?) облака; облака (что делали?) светились; светились (как?) ярко;

2-я часть: (что делать?) нельзя было смотреть; нельзя было смотреть (на что?) на них)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.

1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.

[- =]1 - [=]2.

Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях:

2. (гуляй (когда?) Когда кончил дело, гуляй смело. (придаточное времени)

3. (при каком условии?) Если назвался груздем, полезай в кузов. (придаточное условия)

4. Облака ярко светились, (что из этого следует?) так что на них нельзя было смотреть. (придаточное следствия)