Упр.239 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

239. 1. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, отрывки из стихотворений А. Пушкина. Укажите, какое предложение вы прочитали с перечислительной интонацией, какое — с объяснительной. Какие смысловые отношения выражает интонация?

1. Владею днём моим, с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне.

2. Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

1.

^Владею днём моим, ^/ с порядком дружен ум; ^/

Учусь удерживать вниманье долгих дум; ^/ ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне. v//

Данное стихотворение следует читать с перечислительной интонацией. Интонация выражает смысловые отношения перечисления.

2.

^Гляжу ль на дуб уединённый, ^/

Я мыслю: ^/ патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный, ^/

Как пережил он век отцов. v//

Данное стихотворение следует читать с объяснительной интонацией. Интонация выражает смысловые отношения пояснения.

Знаком / обозначена короткая пауза.

Знаком // обозначена долгая пауза.

Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.

Знаком v обозначено понижение тона голоса.

2. Произведите синтаксический анализ предложений во втором отрывке и объясните расстановку знаков препинания.

Гляжу ль на дуб уединённый, (запятая разделяет части сложного предложения)

Я мыслю: (двоеточие в бессоюзном предложении со значением дополнения) патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный, (запятая разделяет части сложного предложения)

Как пережил он век отцов.

Синтаксический анализ:

[Гляжу ль на дуб уединённый]1, [я мыслю]2: [патриарх лесов переживёт мой век забвенный]3, (как пережил он век отцов)4.

(1-е предложение: (что делаю?) гляжу; гляжу (на что?) на дуб; на дуб (какой?) уединённый;

2-е предложение: (кто?) я; я (что делаю?) мыслю;

3—е предложение: (кто?) патриарх лесов; патриарх лесов (что сделает?) переживёт; переживёт (что?) век; век (чей?) мой; век (какой?) забвенный;

4-е предложение: (кто?) он; он (что сделал?) пережил; пережил (что?) век отцов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи, состоящее из 4-х частей. Между 1 и 2 предложениями подчинительная связь, придаточное условия; между 2 и 3 частью бессоюзная связь; между 3 и 4 частями подчинительная связь, придаточное сравнения.

1-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.

2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.

3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

4-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

[=], [- =]: [- =], (как = -).

3. Сколько грамматических основ в первом отрывке?

1.

[Владею днём моим]1, [с порядком дружен ум]2;

[Учусь удерживать вниманье долгих дум]3; [ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне]4.

В данном предложении 4 грамматические основы.

Морфологический анализ слова:

Моим

1. Моим – местоимение (указывает на принадлежность, не называя её, и отвечает на вопрос чьим?).

2. Начальная форма: мой

3. Постоянные признаки:

- притяжательное

4. Непостоянные признаки:

- единственное число

- мужской род

- творительный падеж

5. В предложении является определением (днём (чьим?) моим).

Учусь

1. Учусь – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делаю?).

2. Инфинитив: учиться.

3. Постоянные признаки:

- 2 спряжение

- непереходный

- возвратный

- несовершенный вид

4. Непостоянные признаки:

- изъявительное наклонение

- настоящее время

- 1-е лицо

- единственное число

5. В предложении является сказуемым (что делаю?) учусь).

Лексический анализ слова:

Мятежной

1. Мятежный – 1. Причастный к мятежу; 2. Тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

2. Многозначное слово.

3. Употреблено во 2-м переносном значении.

4. Синонимы: тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

5. Антонимы: тихий, спокойный.

6. Исконное

7. Относится к высокой книжной лексике.

8. Не является устаревшим.

9. Фразеологизмов со словом нет.

Уединенный

1. Уединённый - находящийся вдали от людных мест; тихий, безлюдный.

2. Многозначное слово.

Уединённый - одинокий, уединившийся от других.

3. Употреблено в прямом значении.

4. Синонимы: укромный, тихий, безлюдный.

5. Антонимы: многолюдный.

6. Исконное.

7. Относится к книжной лексике.

8. Не является устаревшим.

9. Фразеологизмов со словом нет.

Забвенный

1. Забвенный - не сохранившийся в памяти; забытый.

2. Многозначное слово.

Забвенный – 1. (устар.) заброшенный, оставленный без внимания. 2. (устар.) Преданный забвению.

3. Употреблено в прямом значении.

4. Синонимы: забытый.

5. Антонимы: незабвенный.

6. Исконное.

7. Относится к лексике ограниченного употребления.

8. Устаревшее.

9. Фразеологизмов со словом нет.