Упр.347 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

347. 1. Какие мысли и чувства выражены в стихотворениях? Укажите изобразительно-выразительные средства. Подготовьтесь к выразительному чтению. 1

1. Брал человек

Холодный мёртвый камень,

По искре высекал

Из камня пламень.

Твоя судьба

Не менее сурова —

Вот так же высекать

Огонь из слова!

Но труд ума,

Бессонницей больного, —

Всего лишь дань

За радость неземную:

В своей руке

Сверкающее слово

Вдруг ощутить,

Как молнию ручную!

(Н. Рубцов)

2. Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней — царственное слово.

(А. Ахматова)

Какие мысли и чувства выражены в стихотворениях?

В данных стихотворениях авторы говорят о силе слова, его долговечности. В этом мире со временем уничтожается всё, и лишь слово всегда выживает, передаётся из поколения в поколение. Но вместе с тем стихотворения наполнены тревогой, ведь быть носителем слова – задача очень сложная и трудная.

Укажите изобразительно-выразительные средства.

Эпитет:

- холодный мёртвый (камень)

- неземную (радость)

- сверкающее (слово)

- царственное (слово)

Метафора:

- высекать огонь из слова

- ощутить слово в своей руке

- ржавеет золото

- истлевает сталь

- всего прочнее на земле – печаль

Подготовьтесь к выразительному чтению

1.

^Брал человек

Холодный мёртвый камень, ^/

По искре высекал

Из камня пламень. v//

^Твоя судьба

Не менее сурова – ^//

Вот так же высекать

Огонь из слова! ^//

^Но труд ума, ^/

Бессонницей больного, - ^/

Всего лишь дань

За радость неземную: ^//

В своей руке

Сверкающее слово

Вдруг ощутить, ^/

Как молнию ручную! ^//

2.

^Ржавеет золото, ^/ и истлевает сталь, ^/

Крошится мрамор. v// ^К смерти всё готово. v//

^Всего прочнее на земле – ^/ печаль

И долговечней – ^/ царственное слово. v//

Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.

Знаком / обозначена короткая пауза.

Знаком // обозначена долгая пауза.

Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.

Знаком v обозначено понижение тона голоса.

2. Выучите наизусть поэтический текст, который вам понравился, и запишите его в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами русского языка.

1.

Брал человек

Холодный мёртвый камень, (запятая между однородными сказуемыми)

По искре высекал

Из камня пламень.

Твоя судьба

Не менее сурова – (вторая часть имеет значение следствия, результата)

Вот так же высекать

Огонь из слова!

Но труд ума, (запятой выделяется обособленное обстоятельство)

Бессонницей больного, - (запятой выделяется обособленное обстоятельство) (тире перед второй частью, содержащей результат действия)

Всего лишь дань

За радость неземную: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения)

В своей руке

Сверкающее слово

Вдруг ощутить, (запятой выделяется сравнительный оборот)

Как молнию ручную!

2.

Ржавеет золото, (запятая разделяет части сложного предложения) и истлевает сталь, (запятая разделяет части сложного предложения)

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) печаль

И долговечней – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) царственное слово.

3. Напишите сочинение на тему «Поэтические произведения о роли слова».

Поэтические произведения о роли слова

Слово – это не просто инструмент общения. Слова способны влиять как на судьбы людей, так и на судьбы целых народов. В поэзии слово приобретает особенно сильное значения, ведь в стихотворениях каждое слово наполнено глубоким смыслов, эмоциями и символами.

Одним из ярких примеров является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», где поэт описывает процесс преображения человека в пророка. Это преображение становится возможным благодаря силе слова, которое становится для пророка источником мудрости и истины:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

В этих строчках Пушкин подчёркивает, что слово – это сила, способная изменить мир.

Другим примером является стихотворение Николая Гумилёва «Слово». В нём поэт говорит о ом, что слово – это оружие, которое может как спасти, так и погубить:

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Гумилёв подчёркивал, что слово имеет силу только тогда, когда оно искреннее и правдивое. Только тогда оно способно на положительные деяния:

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это – Бог.

О важности сохранения родного слова, родного языка в трудные периоды говорит в стихотворении «Мужество» Анна Ахматова:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки.

Ахматова рассуждает о том, что слово – это часть культуры народа, и поэтому его необходимо сохранить и передать последующим поколениям.

Таким образом, поэтические произведения постоянно обращаются к словам, напоминают нам, что слова имеют свою силу и могут повлиять как и на нашу жизнь, так и на жизнь окружающих нас людей. Поэты призывают нас быть внимательными к своим словам, использовать их ответственно.