Упр.441 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

441. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Томик Пушкина».

Застыл парнишка у порога,

У ног — сутулый вещмешок.

Ты всё ли взял себе в дорогу?

Взгляни, браток, ещё разок.

Скользят глаза по старым стенам,

Что твой слыхали детский крик,

И время тает постепенно,

За мигом — миг, за мигом — миг.

Тебе совсем чуть-чуть отпущено, —

Всё сразу станет позади...

И он зелёный томик Пушкина

Смущённо прячет на груди.

А вихри мчались по России

В густом дыхании свинца,

И снег, и грязь теперь месили

Ботинки юного бойца...

Боец шагал в дыму сражений,

Где под ногами тлен и прах.

«Я помню чудное мгновенье...» —

Шептали губы у костра.

(А. Скворцов)

2. Укажите средства языковой выразительности.

Для справки: метафоры, эпитеты, вопросительное предложение, обращение, цитирование, многосоюзие, парцелляция, синонимы.

Метафоры:

- скользят глаза по старым стенам

- время тает

- стенам, что твой слыхали детский крик

- вихри мчались… в густом дыхании свинца

- боец шагал в дыму сражений

Эпитеты:

- сутулый (вещмешок)

- в густом (дыхании)

- юного (бойца)

Вопросительное предложение:

- Ты всё ли взял себе в дорогу?

Обращение:

- браток

Цитирование:

- «Я помню чудное мгновенье…»

Многосоюзие:

- и снег, и грязь

Парцелляция:

- Ты всё ли взял себе в дорогу? Взгляни, браток, ещё разок.

Синонимы:

- тлен, прах

3. Подберите синонимы к словам: юный, старый, сражение.

Юный – молодой, нестарый.

Старый – дряхлый, пожилой.

Сражение – битва, бой, схватка, побоище.

4. В каком словосочетании связь иная,чем согласование?

а) чудное мгновенье

б) юный боец

в) зелёный томик

г) тает постепенно

а) чудное мгновенье; мгновенье (какое?) чудно; согласование

б) юный боец; боец (какой?) юный; согласование

в) зелёный томик; томик (какой?) зелёный; согласование

г) тает постепенно; тает (как?) постепенно; примыкание

Ответ: в словосочетании г) тает постепенно связь иная, чем согласование. В данном словосочетании связь примыкание.

5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

Орфографические правила:

1) непроверяемые безударные гласные в корне слова; порог, словарное слово

2) оглушение согласного на конце слова; ног; проверочное слово: ноги

3) проверяемая безударная гласная в корне слова; взгляни; проверочное слово: глядя

4) смягчающий мягкий знак в корне слова между двумя согласными; скользят

5) безударные личные окончания глаголов; тает; таять, 1 спряжение

6) правописание н/нн в суффиксах наречий; постепенно; образовано от прилагательного «постепенный»; в суффиксах наречия пишется столько же нн, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано;

7) дефисное правописание наречий; чуть-чуть; наречия, образованные повторением одного и того же слова, пишутся через дефис

8) правописание неизменяемых приставок; позади; по- неизменяемая приставка

9) правописание н/нн в суффиксах прилагательных; юного; словарное слово

10) правописание разделительного мягкого знака; мгновенье; разделительный мягкий знак перед гласной е

Пунктуационные правила:

11) между частями сложного предложения ставится запятая:

[Застыл парнишка у порога], [у ног – сутулый вещмешок].

12) в неполном предложении на месте пропущенного члена (или членов) предложения ставится тире:

У ног – сутулый вещмешок (пропущено сказуемое)

13) обращение выделяется запятыми:

Взгляни, браток, ещё разок.

14) главное предложение от придаточного отделяется запятой:

[Скользят глаза по старым стенам], (что твой слыхали детский крик).

15) однородные члены предложения, соединённые повторяющими союзами, отделяются запятыми:

И снег, и грязь

16) цитирование ставится в кавычки, после цитаты перед словами автора ставится тире:

«Я помню чудное мгновенье…» - шептали губы у костра.

6. Самостоятельно сформулируйте на основе этого текста задания тестового характера (с выбором ответа).

1) Почему в предложении «у ног – сутулый вещмешок» ставится тире? (ответ а)

а) это неполное предложение

б) это сложное предложение

в) в предложении есть обобщающее слово с однородными членами

2) Какое слово состоит из корня и окончания? (ответ б)

а) застыл

б) юного

в) шагал

г) томик

3) Почему слова «и снег, и грязь» разделены запятой? (ответ а)

а) это однородные члены, соединённые повторяющимся союзом и

б) это обособленные члены предложения

в) запятой между этими словами не нужна

7. Сформулируйте несколько вопросов, заданий, направленных на повторение: 1) фонетики; 2) лексики; 3) морфологии; 4) пунктуации.

1) В каких словах из текста происходит оглушение согласного на конце слова и почему?

- ног

- миг

- снег

- грязь

В данных словах на конце происходит оглушение согласного, так как эти слова оканчиваются на парный по звонкости/глухости согласный.

2) Найдите в тексте стилистически окрашенные слова.

- браток (разговорное)

- разок (разговорное)

- вещмешок (разговорное)

- слыхали (разговорное)

- тлен (книжное)

3) Найдите в тексте разносклоняемое существительное.

- время

4) Найдите в тексте сложноподчинённое предложение.

а) Боец шагал в дыму сражений, где под ногами тлен и прах.

8. Выберите из текста слова и словосочетания для словарного диктанта, продиктуйте друг другу.

Словарный диктант:

- вещмешок

- ещё разок

- тает постепенно

- чуть-чуть отпущено

- смущённо

- ботинки юного бойца