Упр.7 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

7. 1. Прочитайте отрывки из статьи Е. Лебедева «Великий сын России». Докажите, что это текст публицистического стиля. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста.

XVIII век требовал от поэтов прежде всего строгого соблюдения «правил», предписанных теоретиками каждому литературному жанру, а также неукоснительного следования непререкаемым «образцам» (знаменитый «принцип авторитета» в искусстве классицизма). Критики обрушивались на такие ломоносовские выражения, как священный ужас, пламенные звуки и т. п., считая их противоестественными, алогичными, «неправильными». Апологеты, приняв поэзию Ломоносова за недосягаемый образец великолепия, пышности, громкости, слепо копировали эти её качества в своём творчестве. Но и те и другие оставили без внимания главный (нравственный) урок, преподанный им русским писателям и читателям.

Обращаясь к молодым научным силам России, Ломоносов писал: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля... не почитайте». Но не только в науке Ломоносов сознавал неповторимость, принципиальную новизну своего дела. Он и в поэтическом творчестве исходил из самобытности того содержания, которое ему предстояло воплотить...

Ощущение мощи своего духа, который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей», ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открыты его внутреннему взору, — именно с этим входил Ломоносов в поэзию, именно это он пронёс в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам. Именно это и не разглядели в нём его современники. И лишь следующее поколение русских поэтов в лице великого Державина, человека мощной и неповторимой индивидуальности, по достоинству оценило эту решающую черту ломоносовского гения: Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!

Прочитайте отрывки из статьи Е. Лебедева «Великий сын России». Докажите, что это текст публицистического стиля.

В тексте можно найти следующие признаки характерные для публицистического стиля:

- цель – сообщить информацию и воздействовать на читателя

- текст адресован широкому кругу читателей

- тип речи – рассуждение

- сочетание книжной и общеупотребительной лексики

- использование языковых средств выражения авторской оценки: оценочная лексика, восклицательные предложения, лексическое повторы.

Подготовьтесь к изложению.

Для того, чтобы подготовиться к изложению, нужно:

1) внимательно прочитать текст

2) определить тему и основную мысль

Тема текста: вклад Ломоносова в науку и творчество.

Основная мысль:

- «Ощущение мощи своего духа, который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей», ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открыты его внутреннему взору, - именно с этим входил Ломоносов в поэзию, именно это он пронёс в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам»

3) найти ключевые слова

Ключевые слова: Ломоносов, литература, наука, творчество, современники, потомки.

4) определить количество абзацев и составить план;

В данном тексте 3 абзаца.

План текста:

1. Важность соблюдения «правил» и следования «образцам» в XVIII веке.

2. Критика выражений Ломоносова.

3. Влияние Ломоносова на молодых учёных.

4. Самобытность и новизна в творчестве Ломоносова.

5. Восприятие Ломоносова современниками и потомками.

5) обратить внимание на стиль и тип речи.

Стиль текста: научно-популярный.

Тип речи: рассуждение.

6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;

7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.

Выпишите ключевые слова.

Ключевые слова: Ломоносов, литература, наука, творчество, современники, потомки.

Составьте план текста.

1. Важность соблюдения «правил» и следования «образцам» в XVIII веке.

2. Критика выражений Ломоносова.

3. Влияние Ломоносова на молодых учёных.

4. Самобытность и новизна в творчестве Ломоносова.

5. Восприятие Ломоносова современниками и потомками.

2. Объясните значение слов: апологеты,алогичный.

Апологеты – 1. (истор.) Раннехристианские писатели II–III вв., защищавшие принципы христианства от критики нехристианских писателей. 2. (книжн.) Те, кто занимаются апологией, апологетикой, восхвалением (обычно неумеренным, тенденциозным) чего-либо или кого-либо.

Алогичный (книжн.) – то же, что нелогичный; лишённый логики, противоречащий логике, сделанный вопреки логике.

3. Запишите последний абзац. Найдите средства связи между предложениями (однотематическую лексику, лексические и грамматические повторы, частицы именно, лишь, местоимения, союзы).

Ощущение мощи своего духа, который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей», ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открыты его внутреннему взору, - именно с этим входил Ломоносов в поэзию, именно это он пронёс в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам. Именно это и не разглядели в нём его современники. И лишь следующее поколение русских поэтов в лице великого Державина, человека мощной и неповторимой индивидуальности, по достоинству оценило эту решающую черту ломоносовского гения:

Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!

Средства связи между предложениями:

- однотематическая лексика (потомкам, современники, следующее поколение)

- частицы (лишь, именно)

- местоимения (этим, это, эту, он)

- союзы (и)

- лексические повторы (именно это, с этим)

4. Найдите в тексте языковые средства, которые передают не только мысли, но и выражают отношение, дают эмоциональную оценку [оценочную лексику, повторы (лексические и грамматические), ряды однородных членов, цитирование].

Автор выражает эмоциональную оценку и своё отношение при помощи следующих языковых средств:

- оценочная лексика (неповторимый, главный, мощный, решающий, мощь духа)

- повторы (мощь духа, сознание абсолютной новизны, самобытность того содержания)

- ряды однородных членов

- цитирование

5. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) не повтори мая индивидуальность

б) недосягаемый образец

в) самобытность содержания

г) искусство классицизма

д) оставил потомкам

а) неповторимая индивидуальность; индивидуальность (какая?) неповторимая; согласование

б) недосягаемый образец; образец (какой?) недосягаемый; согласование

в) самобытность содержания; самобытность (чего?) содержания; управление

г) искусство классицизма; искусство (чего?) классицизма; управление

д) оставил потомкам; оставил (кому?) потомкам; управление

Ответ: в словосочетаниях в) самобытность содержания, г) искусство классицизма, д) оставил потомкам связь иная, чем согласование. В данных словосочетаниях связь управление.

6. Сколько грамматических основ в первом предложении последнего абзаца?

[Ощущение мощи своего духа, (который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей»)2, ясное понимание самобытности того дела, (которое он намерен воспеть)3, сознание абсолютной новизны тех истин, (которые открыты его внутреннему взору)4, - именно с этим входил Ломоносов в поэзию]1, [именно это он пронёс в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам]5.

В данном предложении 5 грамматических основ.

7. Какими примерами из текста можно подтвердить правила написания не с разными частями речи?

- неукоснительного (слово без частицы не употреблять нельзя)

- непререкаемым (слово без частицы не употреблять нельзя)

- неправильными (можно заменить синонимом: ошибочными)

- недосягаемый (можно заменить синонимом: недостижимый, такой, которого невозможно достичь)

- не почитайте (частица не с глаголами пишется раздельно)

- не только (частица не с другими частицами пишется раздельно)

- неповторимость (слово без частицы не употреблять нельзя)

- не разглядели (частица не с глаголами пишется раздельно)

- неповторимой (слово без частицы не употреблять нельзя)

- неподражаемый (слово без частицы не употреблять нельзя)

8. Объясните написание слов: бессмертный, преподанный, пред пи с а н н ы и.

- бессмертный (приставка перед основой на глухой согласный; образовано при помощи суффикса -н-)

- преподанный (словарное слово; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн)

- предписанный (неизменяемая приставка пред-; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн)

9. Выпишите из первого абзаца причастные и деепричастные обороты. Замените их в тех случаях, когда это уместно, придаточными предложениями. Запишите сложные предложения. Сравните синонимичные конструкции.

XVIII век требовал от поэтов прежде всего строгого соблюдения «правил», предписанных теоретиками каждому литературному жанру, а также неукоснительного следования непререкаемым «образцам» (знаменитый «принцип авторитета» в искусстве классицизма). Критики обрушивались на такие ломоносовские выражения, как священный ужас, пламенные звуки и т.п., считая их противоестественными, алогичными, «неправильными». Апологеты, приняв поэзию Ломоносова за недосягаемый образец великолепия, пышности, громкости, слепо копировали эти её качества в своём творчестве. Но и те и другие оставили без внимания главный (нравственный) урок, преподанный им русским писателям и читателям.

Заменим, где возможно, причастные и деепричастные обороты синонимичными конструкциями:

XVIII век требовал от поэтов прежде всего строгого соблюдения «правил», предписанных теоретиками каждому литературному жанру, а также неукоснительного следования непререкаемым «образцам» (знаменитый «принцип авторитета» в искусстве классицизма). – XVIII век требовал от поэтов прежде всего строгого соблюдения «правил», которые были предписаны теоретиками каждому литературному жанру, а также неукоснительного следования непререкаемым «образцам» (знаменитый «принцип авторитета» в искусстве классицизма).

Критики обрушивались на такие ломоносовские выражения, как священный ужас, пламенные звуки и т.п., считая их противоестественными, алогичными, «неправильными». – Критики обрушивались на такие ломоносовские выражения, как священный ужас, пламенные звуки и т.п., потому что считали их противоестественными, алогичными, «неправильными».

Апологеты, приняв поэзию Ломоносова за недосягаемый образец великолепия, пышности, громкости, слепо копировали эти её качества в своём творчестве. – в данном случае деепричастный оборот нельзя заменить синонимичной конструкцией, поскольку деепричастный оборот тесно связан с глаголом, обозначающим основное действие.

Но и те и другие оставили без внимания главный (нравственный) урок, преподанный им русским писателям и читателям. – Но и те и другие оставили без внимания главный (нравственный) урок, который он преподал русским писателям и читателям.

10. Составьте схемы двух сложных предложений.

[Он и в поэтическом творчестве исходил из самобытности того содержания]1, (которое ему предстояло воплотить)2…

[- =], (которое =)…

[Ощущение мощи своего духа, (который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей»)2, ясное понимание самобытности того дела, (которое он намерен воспеть)3, сознание абсолютной новизны тех истин, (которые открыты его внутреннему взору)4, - именно с этим входил Ломоносов в поэзию]1, [именно это он пронёс в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам]5.

[…, (который =)2, …, (которое - =)3, …, (которые =)4, = -]1, [- = и =]5.

11. Напишите изложение (подробное или сжатое) или сочинение на одну из тем: «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов», «Великий сын России», «Языковые средства выражения отношения, эмоциональной оценки», «Особенности текста публицистического стиля».

Изложение

В XVIII веке поэты должны были строго следовать правилам и образцам, установленным теоретиками классицизма. Критика обрушивалась на необычные выражения Ломоносова, такие как «священный ужас» и «пламенные звуки», считая из неправильными. Апологеты, напротив, видели в его поэзии недосягаемый образец великолепия и пышности, но упускали из виду нравственный урок, который Ломоносов преподал своим современникам и будущим поколениям.

Ломоносов призывал молодых учёных России к самостоятельности мышления, подчёркивая уникальность и новизну своего подхода. В поэзии он также стремился к самобытности, выражая мощь своего духа и осознание абсолютной новизны истин, открытых его внутреннему взору. Эти черты его гения остались незамеченными современниками, но были оценены следующим поколением поэтов, в частности, Державиным.

Сочинение

Особенности текста публицистического стиля

Публицистический стиль играет ключевую роль в формировании общественного мнения и воздействии на аудиторию. К его основным особенностям относятся: актуальность проблематики, политическая образность и экспрессивность, острота и яркость изложения. Эти особенности обусловлены социальным назначением публицистики – сообщать факты, формировать общественное мнение и активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль характеризуется сочетанием двух функций языка: информационной и воздействующей. Информационная функция заключается в сообщении аудитории о значимых событиях и проблемах, в то время как воздействующая функция направлена на убеждение аудитории в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и поведения.

Лексические особенности публицистического стиля включают наличие готовых стандартных формул, – т.н. речевых клише, - отражающих характер времени, а также эмоционально-оценочной лексики, носящей не индивидуальный, а социальный характер.

Синтаксические особенности включают частое использование риторических вопросов, восклицательных предложений и специфических типов предложений, например, предложений с изменённым порядком слов.

Публицистический стиль играет важную роль в общественной жизни, способствуя формированию общественного мнения и влиянию на социальные процессы.

12. Подготовьтесь к выступлению о значении М. Ломоносова в истории русской культуры на уроках-семинарах или конференции. Отберите материалы для презентации (здесь и далее см. соответствующую памятку на с. 323).

Значение М. Ломоносова в истории русской культуры

Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся учёный-энциклопедист XVIII века, занимает особое место в истории русской культуры. Его вклад в развитие науки, литературы и искусства неоценим.

Ломоносов был первым русским учёным мирового уровня, чьи научные достижения охватывают множество областей знания. В физике он сформулировал принцип сохранения массы и движения, в химии открыл атмосферу на Венере, внёс значительный вклад в изучение атмосферного электричества. Его работы в области минералогии, металлургии, географии, астрономии и ряде других наук значительно продвинули вперёд российскую науку.

В литературе Ломоносов сыграл ключевую роль, став основателем русского классицизма. Он разработал теорию трёх стилей, которая стала основой для развития литературного языка. Ломоносов также внёс значительный вклад в развитие русского стихосложения, теоретически обосновав и утвердив силлабо-тоническую систему.

Кроме того, Ломоносов был выдающимся художником и просветителем. Он основал Московский университет, который стал центром образования и науки в России.

Таким образом, значение Ломоносова в истории русской культуры огромно. Его научные открытия, литературные произведения и просветительская деятельность оказали значительное влияние на развитие русской науки, литературы и образования.

13. Охарактеризуйте особенности русского языка, которые связаны с таким понятием, как «самобытность».

Русский язык обладает рядом особенностей, которые делают его уникальным и самобытным. Одной из главных черт является его богатство и разнообразие лексического состава. Русский язык имеет огромное количество слов и выражений, позволяющих точно и ярко выразить любую мысль. Это делает его мощным инструментом для передачи сложных идей и эмоций.

Ещё одной особенностью является его гибкость и способность адаптироваться к новым условиям и реалиям. Русский язык постоянно развивается, обогащается новыми словами и выражениями, что позволяет ему оставаться актуальным и живым.

Также русский язык отличается своей эмоциональностью и выразительностью. Он способен передавать широкий спектр чувств и настроений, что делает его незаменимым средством художественной выразительности.

Важной чертой русского языка является его способность к образованию новых слов и выражений. Это позволяет языку постоянно развиваться и обновляться, сохраняя при этом свою самобытность и уникальность.

Наконец, русский язык имеет богатую историю и культуру, которые отразились в его лексике, грамматике и стилистике. Это делает его не только средством общения, но и носителем национальной идентичности и культурного наследия.