Упр.390 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:

390 Прочитайте текст.

Глаза

Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут — и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые — всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.

Спросили глаза:

— Что вы бегаете? Чего ищете?

Забегали глазёнки, засуетились, говорят:

— Да так себе, понемножечку, полегонечку, нельзя — помилуйте, надо же — сами знаете.

И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили глаза:

— Что вы смотрите? Что видите?

Скосились гляделки, закричали:

— Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас! Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.

(Ф. К. Сологуб)

1. Определите, с какой целью автор использовал в тексте синонимы к слову глаза: глазёнки, гляделки. В чём разница между этими словами в лексическом и стилистическом плане? Понаблюдайте, как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами.

Автор использовал в тексте синонимы к слову «глаза»: «глазёнки, гляделки», чтобы с помощью глаз изобразить различные характеры героев. Эти слова отличаются оттенками значений, восприятием читателей. Прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами, также меняют своё значение в соответствии с основным значением имени существительного.

2task. Продолжите диалог, введя в него дополнительно слова глазищи, очи и др. Какова будет стилистическая характеристика каждого из этих слов?

И были глазищи: огромные, испуганные. Глядят, таращатся. Спросили глаза:

– Что вы таращитесь? Что видите?

Вытаращились глазищи, закричали:

– Ничего мы не видели! Ничего не знаем! Страх-то какой!

И были очи: чёрные, загадочные. Блестят они, лучатся. Спросили глаза:

– Что же вы блестите? Что видите?

Взмахнули очи ресницами, промолвили:

– Не можем рассказать. Любуйтесь и не расспрашивайте.