Упр.81 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:

81 Прочитайте и запишите предложения, применяя нормы правописания, найдите синонимы. Какие дополнительные оттенки имеет каждый из них? Какие виды синонимов вы встретили в предложениях?

1. Князь Гвидон ей отвечает

Грусть(тоска) меня с(?)едает —

Диво б дивное хотел

Перенесть я в мой удел.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска (близкие по значению слова) меня съедает —

Диво б дивное хотел

Перенесть я в мой удел».

2. Царь с царицею простился

В путь(дорогу) снарядился

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт(пождёт) с утра до ночи,

Смотр..т в ноле, инда очи

Разболелись, глядючи

С белой зори до ночи...

(А. С. Пушкин)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу (близкие по значению слова) снарядился (наряд),

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт (близкие по значению слова) с утра до ночи,

Смотрит (ІІ спр.; исключение) в поле, инда очи

Разболелись, глядючи

С белой зори до ночи...

3. Бураны вьюги и метели —

Как много с ними кан..гели

Как много шуму толкотни

Как надоели мне они!

Так пров..рчал Мороз угрюмый...

(В. Д. Берестов )

«Бураны вьюги и метели —

Как много с ними канители (нить),

Как много шуму, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал (словарное слово)

Мороз угрюмый...

4. Как н.. старайся отличить

Бульвар и сквер одна натура.

И может только скверной быть

Бульварная литература

(Я. А. Козловский )

Как ни (усиление отрицания) старайся отличить,

Бульвар и сквер – одна натура.

И может только скверной быть

Бульварная литература (словарное слово).

5. К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же дайте косу я вам покажу —

Я ли вам н.. свойский я ли вам не близкий

Памятью деревни я ль н.. дорожу?

(С. А. Есенин)

К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу —

Я ли вам не (усиление отрицания) свойский, я ли вам не (усиление отрицания) близкий,

Памятью деревни я ль не (усиление отрицания) дорожу?

6. Чудес(?)но мамаша! Знали бы вы как это превосходно! Прямо — оч..ровательно! (М. Горький)

Чудесно (чудеса), мамаша! Знали бы вы, как это превосходно (=очень)! Прямо — очаровательно (чары)!

7. Тут на берегу овл..-девают не мысли а именно думы; жутко, и в то(же) время хоч..т-ся (без)конца стоять смотреть на однообразное движен..е волн и слушать их грозный рёв. (А. П. Чехов)

Тут, на берегу, овладевают (власть) не мысли, а именно думы; жутко, и в то же время хочется (І спр.) без (предлог) конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рёв.

8. Он [Бопре] был добрый малый но ветр..н и беспутен4 5 6 (до)крайности. (А. С. Пушкин )

Он [Бопре] был добрый малый, но ветрен (ветреный) и беспутен до крайности.

9. Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р. моему старинному товарищу и другу. (А. С. Пушкин)

Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. (А. С. Пушкин)

10. Надели на меня заяч..й тулуп а (с)верху лисью шубу. (А. С. Пушкин)

Надели на меня заячий (притяжательное местоимение) тулуп, а сверху (наречие) лисью шубу.

11. Василиса Егоровна пр..храбрая дама заметил важно Швабрин Иван Куз(?)мич может это засв..детельств..вать. Да слыш(?) ты сказал Иван Кузьмич, — баба(то) (не)робкого десятка. (А. С. Пушкин)

Прокомментируйте употребление синонимов-дублёров: грусть-тоска, путь-дорога. Где используется такой приём? Подберите подобные примеры.

«Василиса Егоровна прехрабрая (=очень) дама, — заметил важно Швабрин. – Иван Кузьмич (Кузьма) может это засвидетельствовать (свидеться; засвидетельствую)». «Да, слышь (глагол; 2 лицо) ты, — сказал Иван Кузьмич, — баба-то (частица то) не робкого (подразумевается противопоставление) десятка».

• Синонимы-дублеры используются чаще всего в художественной литературе: для придания тексту большей выразительности. Основной их задачей является нагнетание эмоций: от слабой к сильной.

Примеры: житье-бытье; гуси-лебеди; худо-бедно; любо-дорого; жили-были.