Упр.290 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:

290. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Найдите случаи употребления форм настоящего и будущего времени для изображения картин прошлого. Подберите к этим глаголам синонимичные формы. Сравните их изобразительные возможности. Какие ещё выразительные средства языка используются в этом тексте?

Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом — крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, — ветви лип обнимали его, — был он невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, — так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, — окнами с перламутровыми от дождя и солнца стёклами. А по бокам этих глаз были крыльца, — два старых больших крыльца с колоннами... И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!

Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах. Во всех комнатах — ив лакейской, в зале, в гостиной — прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамках никогда не трогались с места. И вот слышится покашливание: выходит тётка. Она небольшая, но тоже, как и всё кругом, прочная. На плечах у неё накинута большая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства начинают появляться угощенья... (И. А. Бунин)

Ответ 1

Стилевая принадлежность текста - художественный, прозаический стиль. Текст описывает сад и дом, создавая образ живого и уютного места.

Примеры употребления форм настоящего и будущего времени для изображения картин прошлого:

"Стоял он во главе двора" - форма настоящего времени, передающая статическую картину.

"Но казалось, что ему и веку не будет" - форма будущего времени, используется для создания ощущения будущего события в прошлом, метафорически обозначая долгий срок его существования.

"Но казалось, что ему и веку не будет" - форма будущего времени, используется для создания ощущения будущего события в прошлом, метафорически обозначая долгий срок его существования.

Синонимичные формы для глаголов:

глядеть - смотреть, разглядывать

услышать - услышать, расслышать

проходить - проходить, протекать

выходить - выходить, появляться

Выразительные средства языка в тексте:

Метафоры: "старое лицо глядит из-под огромной шапки", "гнездо под бирюзовым осенним небом". Метафоры усиливают образность и оживляют описание.

Эпитеты: "старая мебель красного дерева", "узенькие и витые золотые рамки". Эпитеты создают яркие и красочные образы предметов и местности.

Повторы: "и вот", "прохладно и сумрачно". Повторы усиливают эффект и запоминаемость описываемых черт.

Ответ 2

Стилевая принадлежность текста - художественный, прозаический.

Случаи употребления форм настоящего и будущего времени для изображения картин прошлого:

"славился", "стоял" - формы настоящего времени, используются для передачи общих характеристик сада и дома в прошлом времени.

"казалось", "будет" - формы будущего времени, используются для показа предположений и ожиданий относительно будущего состояния дома.

Синонимичные формы для "славился": известен, известен был, славился бы, был знаменит.

Синонимичные формы для "казалось": казалось бы, представлялось, казалось бы, будто бы.

Сравнение изобразительных возможностей: Формы настоящего времени, как "славился" и "стоял", придают тексту живость и ощущение прямого восприятия событий. Формы будущего времени, такие как "казалось" и "будет", создают атмосферу предположений и ожиданий, вводят читателя в атмосферу непредсказуемости и тайны.

Другие выразительные средства языка:

Метафоры: "ветви лип обнимали его", "старое лицо глядит из-под огромной шапки", "гнездо под бирюзовым осенним небом". Метафоры помогают создать образное представление о доме и его окружении, вносят эмоциональную окраску в текст.

Эпитеты: "невелик и приземист", "высокой и толстой", "старой мебели красного дерева". Эпитеты придают тексту художественную окраску, делают описание более ярким и живописным.

Олицетворение: "выйдет она важно, но приветливо". Олицетворение придаёт живописности и выразительности описанию действий и поведения персонажей.

Текст создаёт образ таинственного и уютного дома с яркой образностью и эмоциональной окраской, что делает его интересным и привлекательным для читателей.