Упр.86 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:

86. Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Озаглавьте его и составьте план. Приведите примеры, доказывающие основные положения текста. Объясните употребление знаков препинания в последнем абзаце. Подготовьтесь к пересказу этого текста.

Что же сближает и различает тропы и фигуры? И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, глубже понять смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи. Но между ними есть и различия.

Троп — это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым. Одно воспринимается через другое, более известное. Троп, таким образом, представляет собой определённую форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием.

Фигура, напротив, форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше познание. Её главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным. Особая группировка слов, их определённое расположение способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействие текста. (По Л. А. Новикову)

Ответ 1

Стиль текста: учебно-научный.

Озаглавление: "Тропы и фигуры в художественной речи: сходства и различия".

План:

Введение: Общая характеристика тропов и фигур в художественной речи.

Тропы: а) Определение тропов и их цель. б) Примеры тропов и их роль в обогащении мысли и смысла.

Фигуры: а) Определение фигур и их основное назначение. б) Примеры фигур и их воздействие на текст и читателя.

Заключение: Роль тропов и фигур в художественной речи и их значимость для эмоционального воздействия.

Примеры, доказывающие основные положения текста:

Пример тропа: "Любовь — огонь" (перенос значения слова "огонь" с его обычного физического значения на абстрактное чувство "любовь"), что позволяет выразить глубокое и страстное чувство.

Пример фигуры: "Море волновалось, вздымаясь в гигантских валах и грозно грозя побережью." (повтор слов "волны" и "грозно грозя" создают эффект яркого и мощного природного явления).

Употребление знаков препинания в последнем абзаце объясняется тем, что автор использует двоеточие для введения пояснения или разъяснения предыдущего утверждения.

Ответ 2

Стиль: учебно-научный стиль.

Заголовок: "Тропы и фигуры: сходства и различия".

План: I. Введение

Указание на сходства и различия между тропами и фигурами.

Цель использования тропов и фигур в художественной речи.

II. Определение тропа и ее особенности

Изменение основного значения слова.

Перенос значения с одного предмета или явления на другое.

Обогащение мысли новым содержанием.

III. Определение фигуры и ее особенности

Форма речи, не связанная с поэтическим мышлением.

Усиление впечатления, делая текст более ярким и выразительным.

Роль группировки и расположения слов для увеличения эмоционального воздействия.

IV. Заключение

Подчеркивание важности троп и фигур в художественной речи.

Примеры, доказывающие основные положения текста:

Тропа: "белый день" вместо "ясный день", где значение "ясный" переносится на цвет.

Фигура: "река течет между соснами, собирая песни на своем пути", где группировка слов и их расположение создают наглядное и выразительное описание.

Употребление знаков препинания в последнем абзаце (прямая речь и двоеточие) используется для включения цитаты или примера, который подтверждает иллюстрацию рассуждений о фигурах и их роли в эмоциональном воздействии текста.