Упр.388 ГДЗ Власенков 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Власенков, Рыбченская 10-11 класс, Просвещение:

388. Составьте (письменно) сначала тезисы, затем конспект этого текста. Выполните его лексико-фразеологический разбор.

Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка — механизм, который помогает человеку говорить правильно. Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно ещё понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем родном языке.

Но наша беда в том, что мы этих законов не знаем. Мы пользуемся ими, но не можем их сформулировать.

Можно ли представить себе шахматиста, который бы выигрывал партии в шахматы, но не мог бы при этом объяснить, как ходят фигуры? А между тем человек говорит на своём языке приблизительно так же, как этот странный шахматист. Он не осознаёт грамматики, которая спрятана у него в мозгу.

Задача лингвистики — «вытащить» эту грамматику на свет, сделать её из тайной — явной. Это очень трудная задача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спрятать эти знания. Вот почему лингвистика так долго не становилась настоящей наукой, вот почему она и сейчас не знает ответа на многие трудные вопросы.

Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает:

— почему в мире так много языков?

— было ли в мире раньше больше языков или меньше?

— будет ли число языков уменьшаться или увеличиваться?

— почему языки так сильно отличаются друг от друга?

Конечно, лингвисты пытаются ответить и на эти вопросы. Но одни учёные дают такие ответы, с которыми другие учёные не соглашаются. Такие ответы называются гипотезами. Чтобы гипотеза превратилась в верное утверждение, нужно убедить всех в её истинности.

Сейчас в лингвистике гораздо больше гипотез, чем доказанных утверждений.

Но у неё всё впереди. Может быть, кто-нибудь из вас когда-нибудь тоже станет лингвистом и сделает какое-нибудь открытие.

(В. Плунгян)

1. Найдите вводные слова. Каково их значение?

2. Объясните все случаи употребления тире и двоеточия в тексте.

Тезисы:

1. Грамматика родного языка как механизм для того, чтобы правильно говорить.

2. Из-за этого трудно учить иностранный язык.

3. Основная задача лингвистики – сделать грамматику явной, а не подсознательной.

4. Лингвистика до сих пор не может ответить на множество вопросов, связанных с языками.

5. Гипотеза – предположение каждого отдельного ученого на вопрос, окончательного ответа на который наука пока не дала.

6. Сейчас в лингвистике больше гипотез, чем доказанных утверждений.

Лексико-фразеологический анализ текста:

Основная тема текста: роль грамматики для грамотной речи человека и роль лингвистики в ее изучении.

Текст относится к научно-популярному стилю, поэтому толкование всех слов однозначное.

Термины:

Лингвистика – наука о языке, языкознание.

Грамматика – совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Слова, употребленные в переносном значении: «вытащить» - в значении «сделать явной, дать объяснение».

Антонимы: тайный – явный.

В тексте отсутствуют синонимы и фразеологические обороты.

1. конечно, например, может быть. Использование вводных слов в научно-популярном тексте позволяет автору дать в завуалированном виде свою точку зрения к той информации, которую он преподносит читателям.

2. Лингвисты говорят, что у каждого человека в голове есть грамматика его родного языка – механизм, который помогает человеку говорить правильно. (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже; подразумевается слово «это»).

Конечно, у каждого языка есть своя грамматика, поэтому нам так трудно выучить иностранный язык: нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем родном языке. (второе предложение поясняет первое)

Задача лингвистики – «вытащить» (сказуемое выражено инфинитивом) эту грамматику на свет, сделать ее их тайной – явной. (пропущен один из членов предложения)

Это очень трудная задача: природа зачем-то позаботилась очень глубоко спрятать эти знания. (второе предложение дает пояснение тому, о чем говорилось в первом)

Например, нужно честно предупредить, что по поводу языков мира лингвистика пока не знает: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением)

- почему в мире так много языков?

- было ли в мире раньше больше языков или меньше?

- будет ли число языков уменьшаться или увеличиваться?

- почему языки так сильно отличаются друг от друга?