Страница 198 ГДЗ Константинов Бабенко 7 класс (Биология)
Ход работы 1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите основные отделы тела. Назовите их. При осмотре чучела птицы можно выделить основные отделы тела:



Ниже вариант решения задания из учебника Константинов, Бабенко, Кучменко 7 класс, Просвещение:
Ход работы
1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите основные отделы тела. Назовите их.
При осмотре чучела птицы можно выделить основные отделы тела: голова, туловище, конечности и хвост. Голова находится на верхней части тела и содержит органы чувств. Туловище — это центральная часть, где расположены внутренние органы. Передние конечности превращены в крылья, а задние служат для передвижения или захвата предметов. Хвост имеет важное значение для управления во время полёта.
2. Осмотрите голову птицы. Обратите внимание на её форму, размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Обратите внимание на расположение глаз. Найдите слуховое углубление.
Голова птицы компактная и лёгкая, что способствует снижению веса при полёте. Клюв состоит из верхней и нижней челюсти, покрытых роговым веществом. Форма клюва зависит от образа жизни птицы (например, острый у хищников или широкий у водоплавающих). Глаза расположены по бокам головы, что обеспечивает широкий обзор. Слуховое углубление представляет собой небольшое отверстие, закрытое перьями, через которое звуки попадают в слуховой аппарат.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. Обратите внимание на положение крыльев и ног.
Туловище птицы имеет обтекаемую форму, которая снижает сопротивление воздуха во время полёта. Крылья обычно прилегают плотно к туловищу, когда птица не летит. Ноги могут быть согнуты или выпрямлены в зависимости от положения птицы. Такая форма туловища является важным адаптационным признаком для полёта.
4. Изучите внешнее строение конечностей, последовательность их отделов. Чем покрыты пальцы ног? Вспомните, у каких животных имеются такие же покровы тела.
Передние конечности птицы превращены в крылья, состоящие из плеча, предплечья и "пальцев", покрытых различными видами перьев. Задние конечности (ноги) состоят из бедра, голени и стопы. Пальцы ног покрыты чешуйками, которые также встречаются у рептилий, например, у ящериц или змей. Такое строение помогает птицам удерживать равновесие и захватывать предметы.
5. Рассмотрите хвост птицы. Запишите названия разных видов перьев, расположенных на крыльях и хвосте, подсчитайте эти перья.
Хвост птицы играет важную роль в управлении во время полёта. На хвосте и крыльях расположены различные виды перьев, такие как маховые, контурные и пуховые. Маховые перья обеспечивают подъёмную силу и управляемость. Количество маховых перьев на хвосте может варьироваться в зависимости от вида птицы, но обычно составляет 10–12 пар.
6. Исследуйте набор перьев. Найдите контурное перо, изучите его строение, зарисуйте и обозначьте основные части. С помощью лупы рассмотрите опахало. Зарисуйте схему его строения.
Контурное перо имеет характерное строение, включающее опахало и перьевой стержень. Опахало состоит из множества мелких веточек (ветви и побеги), которые соединены между собой благодаря крючочкам. При помощи лупы можно увидеть детальное строение опахала, где каждая веточка имеет собственные побеги. Это строение позволяет создавать прочную поверхность для полёта.
7. Рассмотрите пуховое перо. Зарисуйте и подпишите названия его частей.
Пуховое перо отличается от контурного тем, что его опахало более мягкое и менее плотное. Оно состоит из коротких, разветвлённых веточек, которые не имеют крючочков для соединения. Пуховые перья выполняют функцию теплоизоляции, защищая птицу от холода. При зарисовке можно отметить основные части: перьевой стержень и разветвлённое опахало.
8. Перечислите приспособления к полёту, хорошо видные во внешнем строении птиц.
На внешнем строении птиц хорошо видны различные приспособления к полёту. Обтекаемая форма туловища снижает сопротивление воздуха. Крупные мышцы грудной клетки обеспечивают мощное движение крыльев. Лёгкие и воздушные пузыри позволяют оптимизировать дыхание во время полёта. Кроме того, перья создают необходимую подъёмную силу и обеспечивают управляемость.
9. Оформите результаты наблюдений в тетради.
Результаты описаны выше.
