Упражнение 227 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
227. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Определите тип и стиль речи. Объясните этимологию выделенных слов, обращаясь за информацией к соответствующим словарикам.





Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
227. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Определите тип и стиль речи.
Объясните этимологию выделенных слов, обращаясь за информацией к соответствующим словарикам.
Вулкан разрушитель, вулкан огненный дьявол. Но мало кто знает, что у вулкана много мирных профессий.
Вулканы выбрасывают тонны шлака, песка и камней. Из них строительные материалы делают, дома строят, ими дороги устилают. Вулкан строитель.
На Камчатке есть электростанция, которая работает без топлива. Подземный пар вращает её турбины и рождает электричество. Вулкан энергетик.
Вулканический пепел является прекрасным удобрением. Не зря после извержения хорошие картошка и капуста родятся. Вулкан помощник земледельцев.
А вот огород, которому не страшны морозы. В нём зимой огурцы и помидоры вырастают. Грядки под стеклом, а обогревает их подземная вода. Вулкан овощевод.
На целебных горячих ключах построены санатории и дома отдыха. Вулкан лекарь.
Но самое удивительное, как утверждают учёные, состоит в том, что вулканы создали земную кору, воздух и воду. И всё живое на Земле. Так что и мы дети вулканов.
(По И. Пекчинскому)
Основная мысль текста: вулкан — не только разрушительная, но и созидательная сила природы, играющая важную роль в жизни человека.
Тип речи: рассуждение с элементами описания.
Стиль речи: научно-популярный.
Этимология слов:
1. Вулкан
Происходит от латинского Vulcanus, имени древнеримского бога огня и кузнечного дела. Слово vulcanus означало «огонь, пламя» и первоначально являлось именем собственным.
2. Дьявол
Восходит к церковнославянскому дїаволъ, заимствованному из древнегреческого (diabolos), что означает «клеветник».
3. Шлак
Заимствовано из немецкого Schlacke, образованного от schlagen — «ковать». Первоначально обозначало «куски металла, отлетающие при ковке».
4. Электричество
Происходит от латинского electricus, восходящего к древнегреческому (lektron) — «янтарь». Термин введён английским учёным Уильямом Гильбертом в 1600 году.
5. Энергетик
Суффиксальное производное от существительного «энергетика», которое, в свою очередь, связано с греческим (ergon) — «работа», «дело».
6. Пепел
Общеславянское слово. Современная форма «пепел» произошла от более ранней «попел» в результате уподобления звука «о» звуку «е». Наблюдается неполное удвоение корня «пел-» с чередованием гласных «е/о», что также встречается в словах «палить», «пламя».
7. Капуста
Считается результатом слияния латинских слов caput («голова») и composita («составленная»). От caput произошло слово caputium — «кочан капусты».
8. Огурец
Заимствовано из среднегреческого (aguros) — «огурец», что восходит к (aoros) — «незрелый». Этот овощ, употребляемый в пищу в незрелом виде, противопоставлялся дыне, которую ели спелой.
9. Помидор
Происходит от итальянского pomo dtaskoro, что означает «золотое яблоко».
10. Санаторий
Заимствовано из латинского sanatorium, означающего «место лечения», «способный лечить», производного от sanare — «лечить».
Электростанция.
Электростанция
Этимология
Слово электростанция образовано путем сложения двух основ:
• электро- — заимствовано через западноевропейские языки из греческого слова (elektron) — «янтарь». Именно с трением янтаря у древних греков связывалось проявление электрических свойств.
• станция — из латинского statio — «остановка», «место стоянки», «пункт». Через французский и немецкий языки слово вошло в русский язык в XVIII–XIX веках.
Таким образом, электростанция — это букв. «место, связанное с электричеством» или «пункт, где производится электроэнергия».
Лексическое значение
Электростанция — это предприятие или установка, предназначенная для выработки электрической энергии. Электростанции могут использовать различные источники энергии: тепло, воду, ветер, атомную энергию и пр.
История слова
Появление слова электростанция в русском языке связано с развитием электроэнергетики в конце XIX – начале XX века. Первые электростанции в России начали строиться в 1880–1890-х годах. С тех пор слово стало широко употребляться в технической и научной литературе, а затем вошло в общий лексикон.
Со временем появилось множество разновидностей электростанций: тепловая электростанция (ТЭС), гидроэлектростанция (ГЭС), атомная электростанция (АЭС), солнечная электростанция и др.
Слово активно употребляется в научном, техническом, публицистическом и учебном стиле.
Лексический разбор слова «электростанция»:
1. Электростанция — предприятие, включающее совокупность установок и сооружений, необходимых для производства электрической энергии.
2. Слово «электростанция» является однозначным, так как имеет одно лексическое значение.
3. В данном контексте значение слова «электростанция» является прямым.
4. Не применимо, так как значение слова прямое.
5. Прямых синонимов у слова «электростанция» нет.
6. Антонимов у слова «электростанция» не существует.
7. Слово «электростанция» образовано путём сложения двух основ: «электро-» (от греческого — «янтарь») и «станция» (от латинского statio — «остановка», «пункт»).
8. Слово «электростанция» относится к общеупотребительной лексике, используется в официально-деловом и научном стиле речи.
9. Слово «электростанция» является активной лексикой, широко употребляется в современном языке.
10. Слово «электростанция» не входит в состав фразеологизмов.
2. Выпишите только те предложения, в которых необходимо использовать тире между подлежащим и сказуемым. Обоснуйте постановку знака препинания.
Вулкан – разрушитель, вулкан – огненный дьявол. Вулкан – строитель. Вулкан – энергетик. Вулкан – помощник земледельцев. Вулкан – овощевод. Вулкан – лекарь.
Между подлежащим и сказуемым ставится тире, поскольку оба главных члена выражены существительными в Им. п.
Так что и мы – дети вулканов.
Автор хочет выделить смысловое значение подлежащего.
3. Можно ли считать записанные вами предложения ключевыми фразами текста? Обоснуйте свою точку зрения.
Да, эти предложения можно считать ключевыми фразами текста. Они кратко и ёмко выражают основную мысль автора: вулкан — это не только разрушитель, но и созидатель, источник энергии и пользы для человека. Каждое предложение называет новую роль вулкана, отражающую его значение в природе и в жизни людей. Финальное предложение «Так что и мы – дети вулканов» подводит итог размышлениям автора, обобщает сказанное и делает акцент на том, что вулканы сыграли важную роль в формировании Земли и всего живого.
4. Опираясь на записанные предложения, составьте план, а затем перескажите текст.
План:
1. Вулкан — разрушитель.
2. Вулкан — строитель.
3. Вулкан — энергетик.
4. Вулкан — помощник земледельцев.
5. Вулкан — овощевод.
6. Вулкан — лекарь.
7. Люди — дети вулканов.
Пересказ текста:
Вулкан — это не только разрушительная сила природы, но и источник пользы для человека. Он строит: из вулканических пород делают строительные материалы. Он даёт энергию: с помощью подземного пара работают электростанции. Он помогает земледельцам: вулканический пепел удобряет почву. Вулкан помогает выращивать овощи даже зимой благодаря тёплым почвам. Он лечит: на горячих источниках строят санатории. Удивительно, но вулканы создали земную кору, воздух и воду, поэтому всё живое на Земле связано с ними. Мы — дети вулканов.
