Упражнение 242 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
242. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите в тексте нераспространённое предложение.


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
242. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите в тексте нераспространённое предложение.
Головные уборы часть русского народного женского к_стюма. Были они девич(?)и и женские.
Девушки запл_тали косу а м_кушку ост_вляли открытой. Головной убор девушки это (всевозможные венцы, повязки, обручи. Они укр_шались речным жемчугом бйс_ром.
После в_нчания девушки две косы укладывались (во)круг головы. Подруги девушки надевали
ей праз(?)ничный повбйник на него кокбшник сверху пл_ток.
Повойник замужней женщины мог быть с овальным, круглым или лопатообразным дном и околышем на подкладке.
Будничные повойники обычно сшиты из дешёвых тканей и (не) украшены. За(то) праздничные повойники были парч_выми, шоковыми или барх_тными. Они укр_шались шитьём золотой или серебря(н,нн)ой нитью. По бокам к ним часто пр_делывались поднизи из плетё(н, нн)ого бисера.
Головные уборы – часть русского народного женского костюма (слов.). Были они девичьи и женские. Девушки заплетали (заплёл) косу, а макушку (слов.) оставляли (оставить) открытой. Головной убор девушки – это всевозможные (все возможности) венцы, повязки, обручи. Они украшались (украсить) речным жемчугом, бисером (слов.).
После венчания (обвенчанный) девушки две косы укладывались вокруг (предлог) головы. Подруги девушки надевали ей праздничный (празден) повойник, на него – кокошник, сверху – платок (плат).
Повойник замужней женщины мог быть с овальным, круглым или лопатообразным дном и околышем на подкладке.
Будничные повойники обычно сшиты из дешёвых тканей и не украшены (НЕ с кратким причастием). Зато (союз) праздничные повойники были парчовыми, шёлковыми (шелка) или бархатными (слов.). Они украшались (украсить) шитьём, золотой или серебряной (прилагательное) нитью. По бокам к ним часто приделывались (присоединение) поднизи из плетёного (причастие) бисера.
Нераспространённое: Были они девичьи и женские.
2. Определите тип и стиль речи текста.
Тип речи: описание.
Стиль речи: научный.
Текст рассказывает о разновидностях головных уборов, их устройстве и назначении, а также содержит научные термины, определения, указания на источники и происхождение слов — это характерные признаки научного стиля. Подробности о внешнем виде и деталях оформления указывают на описательный тип речи.
3. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. Помогают ли рисунки лучше понять значение устаревших слов и почему?
Лексические значения слов:
• Бисер — мелкие стеклянные или пластмассовые бусинки, используемые для украшения одежды, головных уборов, предметов быта.
• Повойник — старинный женский головной убор в виде чепца, плотно облегающий голову и надеваемый под кокошник. Символ замужества.
• Кокошник — высокий праздничный головной убор в форме щита или гребня, украшенный вышивкой, жемчугом, бисером; часть традиционного русского женского костюма.
• Околыш — плотная нижняя часть головного убора, охватывающая голову по кругу, обычно украшенная и отделанная.
• Поднизь — ряд бус, жемчужин или бисера, подвешенных на нитях снизу головного убора (например, под кокошником); украшение, закрывающее лоб и щеки.
Да, рисунки значительно лучше помогают понять значение устаревших слов. Благодаря наглядному изображению можно сразу увидеть форму и украшения таких предметов, как повойник или кокошник, что делает словесное описание более понятным. Особенно это важно для слов, вышедших из активного употребления, — визуальная информация дополняет словарное определение и помогает представить, как предмет выглядел в реальности и как использовался.
