Параграф 3 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)

§ 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.



Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.Решение задачи: § 3. Личность в меняющемся мире ЗАДУМАЕМСЯ Что для вас значит стать личностью? Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения.

Ниже вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:

§ 3. Личность в меняющемся мире

ЗАДУМАЕМСЯ

Что для вас значит стать личностью?

Стать личностью — это процесс самопознания и самореализации, в ходе которого человек развивает уникальные качества, формирует убеждения и принимает осознанные решения. Личность обладает чувством ответственности, стремится к самосовершенствованию и активно взаимодействует с обществом.

ВСПОМНИМ

Может ли сформироваться личность вне общества?

Личность не может полноценно сформироваться вне общества, так как именно в процессе социального взаимодействия человек усваивает нормы, ценности и правила поведения. Общество играет ключевую роль в развитии навыков общения, мышления и моральных принципов.

Какие качества характеризуют сильную личность?

• Самостоятельность и уверенность

• Ответственность за свои поступки

• Умение принимать решения и отстаивать свои убеждения

• Эмпатия и уважение к другим

• Целеустремлённость и настойчивость

Какие типы общества существовали в истории?

• Традиционное

• Индустриальное

• Постиндустриальное

Найдите в дополнительных источниках и Интернете материалы о так называемых «детях-маугли». Сравните поведение реальных маленьких людей, выросших среди животных, и героя книги Р. Киплинга «Маугли». Обсудите выводы в классе.

Герой Киплинга Маугли общается с животными, усваивает их законы, но сохраняет человеческие черты — разум, речь, способность к абстрактному мышлению. Он легко адаптируется в человеческом обществе, несмотря на жизнь в джунглях.

Дети, выросшие среди животных, часто теряют человеческие навыки: не умеют говорить, ходят на четвереньках, имитируют повадки животных. Их социализация после возвращения в общество проходит крайне тяжело.

В отличие от литературного Маугли, реальным «детям-маугли» сложно адаптироваться в обществе, что подтверждает значимость социального окружения для формирования личности.

Как ситуация, рассказанная в повести В. К. Железникова «Чучело», характеризует личность героини?

Ситуация в повести В. К. Железникова «Чучело» характеризует личность Лены Бессольцевой как сильную, честную и самоотверженную. Несмотря на насмешки и травлю, она проявляет смелость и готовность жертвовать собой ради других. Взяв на себя вину Димы Сомова, Лена демонстрирует глубокую преданность и верность своим принципам, что свидетельствует о её моральной стойкости.

В чём могут винить себя одноклассники Лены?

• Травля

• Бойкот

• Несправедливое отношение

• Безразличие

Какие качества современной личности вы считаете наиболее важными?

• Мобильность

• Конкурентоспособность

• Способность к самосознанию

• Ответственность

• Способность к самообразованию

Как эти качества связаны с изменениями в обществе?

• Мобильность

• Конкурентоспособность

• Способность к самосознанию

• Способность к самообразованию

Часто поколение рождённых после 2004 г. называют поколением домоседов. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

С одной стороны, это поколение действительно больше времени проводит дома, так как выросло в эпоху стремительного развития интернета, социальных сетей и цифровых технологий. Общение, учёба и досуг часто проходят в виртуальной среде, что уменьшает необходимость частого выхода из дома. С другой стороны, доступ к информации и онлайн-возможностям позволяет этому поколению участвовать в общественной жизни, заниматься саморазвитием и путешествовать, пусть даже виртуально.

1. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

• Мышление

• Речь

• Милосердие

• Сострадание

• Честность

• Ответственность

2. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Ответ аргументируйте.

Человек не может проявиться как личность вне общества. В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Эти характеристики индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Таким образом, можно утверждать, что личность — это индивид, включённый в систему социальных связей и отношений.

З. Охарактеризуйте основные фазы становления личности.

Первая фаза становления личности предполагает усвоение человеком действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В это время люди овладевают основными знаковыми системами (языком, символами и формулами), которые созданы человечеством.

Вторая фаза становления личности получила название индивидуализация. Человек, уже усвоивший определённые культурные нормы общества, способен проявить себя как индивидуальность. Именно на этой стадии проявляются особенности людей и их отличительные черты.

Третья фаза становления личности — интеграция. Этот период характеризуется тем, что человек находит оптимальный вариант жизнедеятельности, который позволяет ему реализовать свои способности в обществе. Он проявляет личные качества в различных видах деятельности. Эта фаза продолжается практически всю жизнь человека.

4. Чем принципиально различались условия формирования личности в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе?

Как правило, в традиционном обществе человек ощущал себя не самостоятельной личностью, а неотъемлемой частью сообщества. Положение в обществе определялось социальным происхождением. Жизнь человека ограничивалась близлежащей округой. Ритм жизни задавался сменой дня и ночи, а также сменой времён года. От личности общество ожидало коллективной ответственности, подчинения установленным канонам, обрядам, ритуалам, религиозным нормам. Зависимость от своей общины или корпорации ремесленников и торговцев, монастыря или братства порождала в поведении личности установку на подчинение власти, определённому порядку. Жизненные рамки создавались обычаем и ритуалом: каждый знал, что ему делать, как поступить, путь был предопределён.

Переход к индустриальному обществу позволил человеку на некоторое время почувствовать себя полновластным хозяином в том искусственном мире, который он создавал своими руками. Постепенное увеличение городского населения, разрушение привычных общностей, повышение квалификации человека, занятого в производстве, — всё это разрушало привычный уклад, вело к росту индивидуализма, ориентировало человека на личный успех и личную свободу. Личность становилась самостоятельной ценностью. Идеалом виделась теперь свободная личность: человек мог выбирать религию, политические взгляды, профессию по своему усмотрению, строить карьеру, независимо от происхождения, имел право на собственность. В обществе потребления сформировался тип личности с новой системой ценностей. Ведущая роль в этой системе принадлежит таким ценностям, как новизна, индивидуальность, свобода и удовольствие. Погоня за новизной порой является иллюзией и приводит к утрате способности получать удовольствие и потере активности в достижении его.

В постиндустриальном обществе обстоятельство требует от человека мобильности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию. Еще одной проблемой, с которой сталкивается современный человек, является нарастание потока информации. Общение в виртуальном мире для современного человека, с одной стороны, существенно расширяет круг контактов, а с другой — нередко заменяет реальную жизнь. Такие изменения в общении требуют от человека коммуникабельности, владения различными стратегиями и средствами общения.

1. Прочитайте фрагмент из статьи О. П. Кашиной «Индикаторы зрелости личности в различные исторические эпохи» и выполните задания.

Приведите примеры идеальной личности для каждого периода истории.

• Античность: Сократ (мудрец), Александр Македонский (герой), Перикл (гражданин)

• Средневековье: Франциск Ассизский (святой), Жанна дtaskАрк (праведник)

• Эпоха Возрождения: Леонардо да Винчи (универсальный человек), Микеланджело

• Новое время: Рене Декарт (рациональный мыслитель), Исаак Ньютон

В тексте пропущен фрагмент об идеальной личности современного человека. Сформулируйте кратко его черты.

Современная идеальная личность сочетает гибкость ума, технологическую грамотность, этические принципы, способность к самореализации и социальную ответственность. Такой человек стремится к личностному росту, заботится об окружающей среде и уважает культурное многообразие.

2. Сформулируйте 3—5 вопросов, отвечая на которые одноклассники могли бы охарактеризовать своё поколение.

• Как вы думаете, что отличает ваше поколение от предыдущих?

• Какие качества, на ваш взгляд, наиболее важны для успеха в современном мире?

• Какие ценности и цели вы считаете главными для себя и своих сверстников?

• Какую роль играют технологии в вашей жизни?

• Какие проблемы современного общества волнуют вас больше всего?

Предположите, какие характеристики вашего поколения выделяют ваши родители.

• Активное использование технологий и гаджетов

• Увлечённость интернетом и социальными сетями

• Высокая осведомлённость и быстрая адаптация к изменениям

• Индивидуализм и стремление к самовыражению

• Недостаток терпения и склонность к быстрому получению результатов

Сделайте выводы на основе сравнения мнения ваших одноклассников и родителей.

Поколение молодых людей сегодня характеризуется стремлением к свободе, самореализации и высокой цифровой грамотностью. Родители же видят в этом поколении как преимущества (быстрое освоение новых технологий), так и вызовы (снижение устойчивости к стрессу и терпения). Объединяющим фактором остаётся поиск смысла жизни и желание влиять на окружающий мир.

В 2016 г. были опубликованы данные исследования об особенностях молодого поколения. Среди них: плохая бытовая ориентация вследствие родительской гиперопеки; вера в собственную исключительность и неповторимую индивидуальность; стремление к быстрому успеху и удовольствиям; неспособность преодолевать жизненные трудности; стремление жить сегодняшним днём; неспособность воспринимать критику; стремление самосовершенствоваться; неспособность фиксировать внимание на чём-либо более 8 с, предпочтение краткой, наглядной информации в ущерб смыслу. Проверьте достоверность данных исследования, проведя опрос одноклассников.

Цель опроса: выявить особенности восприятия жизни, учебы и самооценки у современного молодого поколения.

Количество участников: 30 человек (старшеклассники).

Вопросы и результаты опроса:

Чувствуете ли вы, что родители излишне контролируют вашу жизнь?

• Да: 40%

• Иногда: 30%

• Нет: 30%

Считаете ли вы себя уникальной личностью?

• Да: 70%

• Нет: 10%

• Затруднились ответить: 20%

Стремитесь ли вы к быстрому успеху?

• Да, это важно: 60%

• Нет, успех требует времени: 25%

• Не задумывались: 15%

Способны ли вы преодолевать жизненные трудности?

• Да, всегда: 35%

• Иногда: 40%

• Трудности вызывают стресс: 25%

Планируете ли вы своё будущее или живёте сегодняшним днём?

• Планирую: 50%

• Живу настоящим: 30%

• Затруднились ответить: 20%

Как воспринимаете критику?

• Спокойно: 45%

• Трудно, но принимаю: 35%

• Не выношу критику: 20%

Считаете ли вы самосовершенствование важным?

• Да, обязательно: 80%

• Нет, важно просто жить комфортно: 10%

• Не думал(а) об этом: 10%

Как долго можете концентрироваться на одном деле?

• До 15 минут: 25%

• До 30 минут: 40%

• Более часа: 35%

Какую информацию предпочитаете?

• Краткую и наглядную: 70%

• Подробную и содержательную: 30%

Выводы:

Опрос показал, что большинство школьников считают себя уникальными и стремятся к самосовершенствованию. При этом они предпочитают краткую и наглядную информацию, что подтверждает гипотезу о влиянии цифровых технологий. Многие испытывают трудности с критикой и предпочитают жить настоящим, но половина респондентов всё же планирует своё будущее.