Итоги Главы 3 ГДЗ Рабочая тетрадь Пономарева 5 класс (Биология)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Корнилова, Николаев, Симонова 5 класс, Вентана-Граф:

Подведём итоги: что вы узнали о жизни живых организмов в разных уголках Земли

Задание 1

Заполните таблицу.

Функции организмов в природных сообществах

Организм Функции

Растения Выполняют процесс фотосинтеза: из углекислого газа и воды вырабатывают кислород. Служат пищей для животных.

Животные Опыляют растения, распространяют плоды и семена, участвуют в почвообразовании, формируют ландшафт.

Грибы Служат пищей и лекарством для животных; образуя грибокорень, помогают растениям всасывать воду; являясь компонентом лишайников, грибы создают среду обитания для водорослей. Почвенные грибы участвуют в минерализации органического вещества, образовании гумуса.

Бактерии Участвуют в образовании перегноя, превращают перегной в минеральные вещества, очищают грязные воды. Образуют полезную микрофлору кишечника человека. Человек использует их в медицине, пищевой промышленности в сельском хозяйстве.

Задание 2

Объясните, какие приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают.

Акула: каждый зуб имеет скошенную вершину и зазубренное лезвие, чтобы разрезать плоть, кости и даже панцири морских черепах; тело округлое с узкой передней частью, кожа имеет значительное количество слизистых желез, что позволяет развивать в воде высокую скорость, уменьшая сопротивление.

Удильщик: мощная форма тела позволяет выдерживать давление воды, "удочка" с фонариком помогает удильщику видеть, т.к. на дно плохо проникает свет.

Задание 3

Выберите правильный ответ и отметьте его.

1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя

б) производителя

в) «разлагателя»

г) хищника

б) производителя (Из углекислого газа и воды растения производят кислород.)

2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно

а) Африке

б) Австралии

в) Антарктиде

г) Евразии

в) Антарктиде (Здесь всегда очень холодно, зимой и летом минусовая температура. Земля постоянно покрыта толстым слоем снега и льда.)

Задание 4

Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.

а) л, с

б) с, т, п

в) т, н, д, р

а) лес

б) степь

в) тундра

2. Составьте слово из предложенных гласных букв и любых подходящих согласных.

а) и, о, о, и, я

б) о, а, и

в) а, о

а) биология

б) организм

в) фактор

Задание 5

Вставьте пропущенные слова.

1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор.

2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.

3. Зелёный цвет гусеницы бабочки – это защитная окраска.

Задание 6

Отыщите пары среди указанных организмов. Укажите, как называются связи между организмами в этих парах:

Такие связи называют пищевой цепью.

Задание 7

Объясните, почему круговорот веществ считают главным условием существования природного сообщества.

Круговорот веществ считают главным условием существования природного сообщества, потому что организмы так или иначе взаимодействуют друг с другом и приспособлены к совместному обитанию. Вещества, полученные растениями из неживой природы, возвращаются в неё, пройдя через цепь поедающих организмов (животных, грибов и бактерий). Если, например, из природного сообщества пропадут растения, животные, питающиеся этими растениями умрут, хищники, в свою очередь, тоже умрут из-за отсутствия пищи. Таким образом, природное сообщество перестанет существовать.