Упражнение 228 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

228. У глагола смотреть в современном русском языке много синонимов, различающихся стилистической окраской: глядеть (нейтр.), взирать (книжн.), глазеть (разг.), таращить (или пялить) глаза (прост.), пялиться (прост.).



Решение задачи: 228. У глагола смотреть в современном русском языке много синонимов, различающихся стилистической окраской: глядеть (нейтр.), взирать (книжн.), глазеть (разг.), таращить (или пялить) глаза (прост.), пялиться (прост.).

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

228. У глагола смотреть в современном русском языке много синонимов, различающихся стилистической окраской: глядеть (нейтр.), взирать (книжн.), глазеть (разг.), таращить (или пялить) глаза (прост.), пялиться (прост.). Однако М. И. Цветаева использует в стихотворении «Лучина» архаичные формы от глагола зреть. Почему? С какой целью? Обратите также внимание на слово днесь. Что оно означает и каково его происхождение? Какую функцию выполняет оно в этом тексте?

До Эйфелевой — рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас — такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь,

Что скучным и некрасивым

Нам кажется ваш Париж.

«Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?»

В стихотворении М. И. Цветаевой «Лучина» использование архаичных форм глагола «зреть» («зрел», «зрит») и слова «днесь» обусловлено стремлением автора придать произведению особую атмосферу и выразительность.

Использование архаизмов:

1. Глагол «зреть»:

Форма: «зрел», «зрит».

Современный аналог: «смотреть», «видеть».

Цель использования: Применение архаичных форм глагола «зреть» придаёт стихотворению торжественность и возвышенность. Это создаёт ощущение связи с историей и традицией, подчёркивая глубокие чувства и переживания лирического героя.

2. Слово «днесь»:

Значение: устаревшее наречие, означающее «сегодня», «ныне».

Происхождение: происходит от праславянского *dьnьsь, связано со словами «день» и «сей».

Функция в тексте: Использование слова «днесь» усиливает поэтическую выразительность и создаёт эффект временной глубины, связывая настоящее с вечностью. Это подчёркивает непреходящий характер описываемых эмоций и состояний.

Таким образом, архаизмы в стихотворении «Лучина» служат для создания особого эмоционального настроя, углубления смыслового содержания и установления связи с культурным наследием.