Упражнение 23 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

23. Прочитайте отрывок из статьи К. Д. Ушинского «Родное слово». Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела.



Решение задачи: 23. Прочитайте отрывок из статьи К. Д. Ушинского «Родное слово». Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела.Решение задачи: 23. Прочитайте отрывок из статьи К. Д. Ушинского «Родное слово». Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

23. Прочитайте отрывок из статьи К. Д. Ушинского «Родное слово».

Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела.

Люди долго пользовались богатством родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни.

На какие части делится текст? Как они соотносятся по смыслу?

Текст можно разделить на три смысловые части:

1. Введение – первая часть текста, где автор сравнивает процесс осознания воздуха с осознанием языка. Он говорит, что человек сначала просто использует воздух, не задумываясь о его свойствах. То же самое происходит с языком – люди сначала говорят, но не думают о его сложности и значении.

2. Основная часть – здесь автор развивает свою мысль. Он утверждает, что люди пользовались родным языком на протяжении долгого времени, не осознавая его глубины и важности. Только позднее они начали изучать его структуру и роль в духовной жизни.

3. Заключение – последний абзац, в котором подводится итог. Автор подчеркивает, что язык – это не просто инструмент общения, а сложный и многогранный организм, влияющий на мышление и культуру человека.

Таким образом, текст последовательно раскрывает мысль о том, что язык, как и воздух, сначала воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но затем его значимость становится очевидной.

Какие разделы науки о языке вы знаете?

Наука о языке называется лингвистикой. Она изучает все аспекты языка: от звуков до грамматики, смысла и стилистики.

Фонетика – изучает звуки речи, их образование, сочетание и особенности произношения.

Фонология – исследует звуковую систему языка, различие между фонемами и их роль в речи.

Графика – изучает способы обозначения звуков на письме (алфавит, буквенные системы).

Орфоэпия – рассматривает нормы правильного произношения слов и ударений.

Лексикология – наука о словах, их значении, происхождении и употреблении.

Фразеология – изучает устойчивые выражения, пословицы и поговорки.

Морфология – рассматривает части речи и их формы (например, склонения, спряжения).

Синтаксис – изучает построение предложений, правила сочетания слов.

Семантика – исследует смысловые оттенки слов и предложений.

Стилистика – изучает языковые средства, их использование в разных ситуациях и стилях речи.

Орфография – устанавливает правила правописания слов.

Пунктуация – изучает постановку знаков препинания.

Диалектология – исследует диалекты, их особенности и различия.

Социолингвистика – изучает связь языка с обществом, различия в речи социальных групп.

Психолингвистика – исследует, как язык связан с мышлением и восприятием.