Упражнение 286 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

286. Дайте письменные ответы на вопросы. 1. Какие значения могут выражать окончания -а, -у, -ие? В русском языке эти окончания чаще всего служат формальными показателями рода, числа и падежа (то есть выражают грамматические категории существительных).



Решение задачи: 286. Дайте письменные ответы на вопросы. 1. Какие значения могут выражать окончания -а, -у, -ие? В русском языке эти окончания чаще всего служат формальными показателями рода, числа и падежа (то есть выражают грамматические категории существительных).Решение задачи: 286. Дайте письменные ответы на вопросы. 1. Какие значения могут выражать окончания -а, -у, -ие? В русском языке эти окончания чаще всего служат формальными показателями рода, числа и падежа (то есть выражают грамматические категории существительных).

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

286. Дайте письменные ответы на вопросы.

1. Какие значения могут выражать окончания -а, -у, -ие?

В русском языке эти окончания чаще всего служат формальными показателями рода, числа и падежа (то есть выражают грамматические категории существительных).

1. -а

o Именительный падеж, ед. число у существительных женского рода: «стена», «книга».

o Родительный падеж, ед. число у некоторых существительных мужского и среднего рода: «стола» (от «стол»), «моря» (от «море») — хотя здесь чередуются -а / -я.

2. -у

o Дательный падеж, ед. число у существительных мужского рода 2-го склонения: «отцу» (от «отец»), «герою» (от «герой»).

o Винительный падеж, ед. число у некоторых существительных женского рода 1-го склонения: «иду в школу», «вижу сестру».

3. -ие

o Чаще всего это именительный (и одновременно винительный) падеж, ед. число существительных среднего рода 2-го склонения: «знание», «мнение», «строение» и т. п.

o Такие существительные обычно образованы от глаголов или прилагательных (например, «знание»

Таким образом, окончания -а, -у, -ие главным образом показывают (а) род, (б) число и (в) падеж существительных.

2. У каких слов встречается суффикс -л-? Это суффикс словообразовательный или формообразовательный? Имеет ли он омоним?

В русском языке суффикс -л- в первую очередь известен как формообразовательный суффикс прошедшего времени глагола: читал, писал, думал, говорил

Здесь -л- не образует новое слово, а лишь помогает образовать новую форму (прошедшее время) от уже существующего глагола, поэтому такой -л- считается формообразовательным (то есть относится к грамматике, а не к лексике).

Однако у этого суффикса есть и словообразовательный омоним (то есть выглядит одинаково, но выполняет иную функцию). В ряде существительных на -ло исторически выделяют суффикс -л-, который уже словообразовательный. Например, в таких (часто древних по происхождению) словах, как:

• «село» (считается, что восходит к глаголу «сидеть» в далёкой языковой истории);

• «мыло» (связано со старинными формами от глагола «мыть»);

• «кресло» (возможно, от глагола «крестить» — есть разные версии);

и некоторых других, где -л- + -о/-е могло образовывать существительные от глагольных основ. В этих случаях -л- уже не формообразовательный (не связан с прошедшим временем глагола), а именно словообразовательный: помогает создавать новое слово на базе глагольной или иной основы.

Итог

1. -л- при образовании прошедшего времени (читал, делал и т. д.) – это формообразовательный суффикс.

2. У него есть словообразовательный омоним в некоторых старых образованиях (село, мыло, пекло и пр.).

Таким образом, ответ на вопрос «Имеет ли он омоним?» – да, имеет.