Упражнение 345 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
345. Можно ли понять текст? Почему? Много ... можно увидеть в зимнем спящем ... . С ... пролетит ... или поднимется тяжёлый ....




Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
345. Можно ли понять текст? Почему?
Много ... можно увидеть в зимнем спящем ... . С ... пролетит
... или поднимется тяжёлый .... Всю кормятся на молодых
.. жёсткой ... . Возятся под ... лесные ... . Спят под Бегают по ..., гоняясь за..., злые ....
Какие слова вы угадали? Почему?
А теперь уберите прилагательные.
Много чудес можно увидеть в лесу. С шумом пролетит
рябчик или поднимется ... глухарь. Всю зиму глухари кормятся на ... соснах ... хвоей. Возятся под снегом ... мыши. Спят под корнями деревьев ежи. Бегают по деревьям, гоняясь за белками, ... куницы.
Да, текст можно понять, несмотря на пропущенные слова. Это возможно благодаря контексту, который помогает определить смысл предложения. Известные слова, такие как «зимнем», «спящем», «пролетит», «поднимется», «кормятся», «жёсткой» и другие, дают представление о том, что речь идёт о зимней природе, животных или птицах.
Можно догадаться, что в тексте могут встречаться слова, связанные с зимой и природой, например:
• «снег», «лес», «ветер», «деревья», «звери», «птицы», «белка», «волк», «лиса».
• «ветер пролетит», «снег поднимется», «спят под снегом», «летают по небу», «гоняются за добычей».
Мы угадываем слова, потому что они логически вписываются в предложенные конструкции и соответствуют тематике текста (зимний пейзаж, животные, природные явления).
Что утратил текст? Какую роль выполняют в тексте прилагательные?
Без прилагательных текст стал менее выразительным, утратил живость и точность описания. Исчезли детали, которые помогали лучше представить картину зимнего леса, животных и их поведение.
Прилагательные выполняют в тексте важную роль:
• уточняют и конкретизируют существительные (например, «зимний лес», «пушистая хвоя»);
• создают образность и выразительность (например, «быстрый рябчик» помогает представить, как именно он летит);
• передают атмосферу текста, делая его более ярким и насыщенным.
Таким образом, без прилагательных текст становится сухим и не таким интересным для чтения.
Продолжите эксперимент, опуская другие части речи.
Предложенный эксперимент: влияние частей речи на текст
1. Убираем глаголы
Текст становится статичным, лишённым движения:
Много чудес … в зимнем лесу. … рябчик или … глухарь. Всю зиму глухари … на молодых соснах жёсткой хвоей. … под снегом мыши. … под корнями деревьев ежи. … по деревьям, … за белками, … куницы.
Текст перестаёт описывать действия, лишаясь динамики. Без глаголов трудно понять, что происходит с объектами.
3. Убираем наречия
Текст становится менее выразительным, пропадает информация о характере действий:
Много чудес можно увидеть в зимнем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется тяжелый глухарь. Всю зиму глухари кормятся на молодых соснах жёсткой хвоей. Возятся под снегом мыши. Спят под корнями деревьев ежи. Бегают по деревьям, гоняясь за белками, куницы.
Хотя общий смысл сохраняется, без наречий текст теряет детализацию и эмоциональность.
Вывод:
Каждая часть речи играет важную роль.
• Существительные дают смысл, без них невозможно понять, о чём текст.
• Глаголы создают движение, без них текст превращается в набор слов.
• Прилагательные и наречия придают выразительность и делают описание более живым.
Таким образом, все части речи необходимы для полноценного восприятия текста.
Слова какой части речи самые нужные для выражения мысли, для сообщения о действительности, для общения?
Для выражения мысли, сообщения о действительности и общения наиболее важными являются существительные, глаголы и местоимения.
Существительные называют предметы, явления, людей, животных и абстрактные понятия. Без них невозможно передать, о чём или о ком идёт речь.
Глаголы обозначают действия, состояния и процессы. Они придают речи динамичность и позволяют передавать события.
Местоимения помогают заменять существительные и глаголы, делая речь удобнее и понятнее, облегчая общение.
Другие части речи, такие как прилагательные, наречия, предлоги, союзы и частицы, тоже играют важную роль, но именно существительные, глаголы и местоимения являются основой речи и коммуникации.
Какую роль в речи выполняют слова различных частей речи?
Слова различных частей речи выполняют в речи разные функции, помогая выражать мысли, передавать информацию и устанавливать логические связи между элементами предложения.
Существительные называют предметы, явления, людей, животных, абстрактные понятия и служат основой высказывания.
Глаголы передают действия, состояния и процессы, делая речь динамичной и выразительной.
Прилагательные описывают признаки предметов, помогая точнее их охарактеризовать.
Наречия указывают на способ, место, время и причину действия, уточняя его характеристики.
Местоимения заменяют существительные и другие части речи, делая речь более удобной и связной.
Числительные обозначают количество предметов или их порядок при счёте.
Предлоги, союзы и частицы связывают слова и предложения, создавая логические связи и оттенки значения.
Таким образом, все части речи необходимы для полноценного выражения мыслей, передачи эмоций и построения связного высказывания.
