Упражнение 351 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

351. Найдите функциональные омонимы в словосочетаниях и предложениях, объединённых в группы. 1. Лицо её было грустно. — Она пела грустно. — Мне грустно.



Решение задачи: 351. Найдите функциональные омонимы в словосочетаниях и предложениях, объединённых в группы. 1. Лицо её было грустно. — Она пела грустно. — Мне грустно.Решение задачи: 351. Найдите функциональные омонимы в словосочетаниях и предложениях, объединённых в группы. 1. Лицо её было грустно. — Она пела грустно. — Мне грустно.Решение задачи: 351. Найдите функциональные омонимы в словосочетаниях и предложениях, объединённых в группы. 1. Лицо её было грустно. — Она пела грустно. — Мне грустно.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

351. Найдите функциональные омонимы в словосочетаниях и предложениях, объединённых в группы.

1. Лицо её было грустно. — Она пела грустно. — Мне грустно. 2. Поезд пришёл ночью. — Поезд пришёл поздней ночью. 3. У сильного всегда бессильный виноват. (Я. Крылов) — Молодой, сильный голос пел о любви, о счастье, о просторе. (В. Короленко) — Бессильный гнев. 4. Русская печь. — Печь пироги. 5. Я вошёл в пустую комнату. — Говорить впустую. 6. Рабочий человек. — Выступает рабочий. 7. Что делать? — Ты знаешь, что время ограничено. (В. Белов) 8. «Что ты слышал?» — Я согласился, что это могло случиться. 9. Наташа всё сидит дома. — Она всё рассказала мне.

Функциональные омонимы — это слова, которые имеют одинаковое написание и произношение, но относятся к разным частям речи и обладают различными значениями. Они возникают в результате перехода слов из одной части речи в другую, что приводит к совпадению формы при различии функций и смыслов.

Рассмотрим предложенные группы словосочетаний и предложений, выявляя в них функциональные омонимы:

1. Лицо её было грустно. — Она пела грустно. — Мне грустно.

грустно:

• В первом предложении — краткое прилагательное среднего рода, характеризующее состояние лица.

• Во втором — наречие, описывающее способ действия (как пела).

• В третьем — категория состояния, выражающая чувство говорящего.

2. Поезд пришёл ночью. — Поезд пришёл поздней ночью.

ночью:

• В первом предложении — существительное в творительном падеже, обозначающее время действия.

• Во втором — наречие, уточнённое прилагательным, указывающее на время.

3. У сильного всегда бессильный виноват. (И. Крылов) — Молодой, сильный голос пел о любви, о счастье, о просторе. (В. Короленко) — Бессильный гнев.

сильный:

• В первом предложении — существительное, обозначающее человека с властью или силой.

• Во втором — прилагательное, описывающее голос.

бессильный:

• В первом предложении — существительное, обозначающее слабого человека.

• В третьем — прилагательное, характеризующее гнев.

4. Русская печь. — Печь пироги.

печь:

• В первом словосочетании — существительное, обозначающее устройство для отопления и приготовления пищи.

• Во втором — глагол, означающий процесс приготовления пищи в духовке.

5. Я вошёл в пустую комнату. — Говорить впустую.

пустую:

• В первом предложении — прилагательное, описывающее комнату без мебели или людей.

впустую:

• Во втором — наречие, означающее «напрасно», «безрезультатно».

6. Рабочий человек. — Выступает рабочий.

рабочий:

• В первом словосочетании — прилагательное, характеризующее человека, связанного с работой.

• Во втором — существительное, обозначающее человека, занимающегося физическим трудом.

7. «Что делать?» — Ты знаешь, что время ограничено. (В. Белов)

что:

• В первом предложении — местоимение, используемое в вопросе о действии.

• Во втором — союз, вводящий придаточное предложение.

8. «Что ты слышал?» — Я согласился, что это могло случиться.

что:

• В первом предложении — вопросительное местоимение.

• Во втором — союз, соединяющий части сложного предложения.

9. Наташа всё сидит дома. — Она всё рассказала мне.

всё:

• В первом предложении — частица, усиливающая значение глагола, указывая на продолжительность действия.

• Во втором — местоимение, означающее «всё, что было».

Таким образом, в каждой паре или группе предложений представлены слова, которые, будучи одинаковыми по форме, выполняют разные синтаксические функции и относятся к различным частям речи, что делает их функциональными омонимами.