Упражнение 36 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
36. Отвечая на следующие вопросы и выполняя задания, обращайтесь к тексту § 3. 1. Почему язык, речь и речевая деятельность образуют триаду?






Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
36. Отвечая на следующие вопросы и выполняя задания, обращайтесь к тексту § 3.
1. Почему язык, речь и речевая деятельность образуют триаду?
Язык, речь и речевая деятельность образуют триаду, потому что они неразрывно связаны и взаимозависимы. Язык представляет собой систему знаков, включающую слова, морфемы, синтаксические единицы, грамматические правила и фонетические нормы. Это абстрактная система, которая хранит в себе все средства общения, но сама по себе не является речью.
Речь – это процесс использования средств языка для общения. Она позволяет выражать мысли, передавать информацию и эмоции, а также бывает устной (разговорной) и письменной.
Речевая деятельность – это процесс построения речи на основе языковой системы. Она соединяет язык и речь, так как именно речевая деятельность позволяет человеку применять язык на практике, выстраивать осмысленные высказывания и коммуницировать с другими людьми.
Таким образом, язык является материалом, который используется в речи, а речевая деятельность – это процесс его применения. Без языка не могла бы существовать речь, а без речевой деятельности язык не развивался бы и не передавался новым поколениям. Именно поэтому эти три понятия образуют единую триаду.
2. Чем отличается речь от речевой деятельности?
Речь и речевая деятельность — это взаимосвязанные, но не тождественные понятия.
Речь — это использование языковых средств для выражения мыслей, передачи информации и общения. Она может быть устной и письменной, монологической и диалогической, а также художественной, научной, официально-деловой и разговорной. Речь реализуется в конкретных высказываниях, текстах, предложениях и может существовать как результат речевой деятельности.
Речевая деятельность — это процесс построения речи на основе языковой системы. Это активная деятельность человека, связанная с созданием и восприятием речи. Она охватывает такие виды, как говорение, письмо, чтение и слушание. В отличие от речи, которая представляет собой конкретный результат, речевая деятельность включает в себя не только формирование высказывания, но и его восприятие, а также использование языковых средств в зависимости от коммуникативной ситуации.
Таким образом, основное отличие речи от речевой деятельности заключается в том, что речь — это конечный продукт, результат применения языка, тогда как речевая деятельность — это процесс его использования и функционирования в конкретных ситуациях общения.
3. Какое место в триаде занимает речевая деятельность?
В триаде «язык – речь – речевая деятельность» речевая деятельность занимает центральное место, так как именно она соединяет язык и речь, обеспечивая их функционирование и развитие.
Язык представляет собой систему знаков, правил и норм, но сам по себе он не используется для общения, если не включён в активный процесс. Речь является результатом применения языка, она реализуется в конкретных высказываниях, текстах, предложениях. Однако для того, чтобы речь могла возникнуть, человек должен совершать определённые действия – строить высказывания, слушать, читать, писать, то есть заниматься речевой деятельностью.
Речевая деятельность выполняет связующую роль между языком и речью. Она включает в себя все виды речевой активности: говорение, слушание, чтение и письмо. Именно в процессе речевой деятельности язык наполняется живым содержанием, а речь становится возможной. Без речевой деятельности язык оставался бы только системой правил, а речь не смогла бы существовать, так как не было бы самого процесса её формирования.
Таким образом, речевая деятельность является динамическим компонентом триады, обеспечивая функционирование языка в речи и делая возможным процесс общения.
4. На примере покажите путь от мысли к речи. Предметом мысли может быть конкретная птица или конкретное животное (по выбору).
Рассмотрим путь от мысли к речи на примере конкретного животного – кошки.
Сначала возникает мысль. Например, человек наблюдает за кошкой, сидящей на подоконнике, и в его сознании формируется представление: «Кошка сидит на окне и смотрит на улицу». Это пока не выраженная мысль, существующая в уме на основе восприятия и прошлого опыта.
Затем человек начинает формулировать мысль в словах. Он обращается к системе языка и выбирает нужные слова, грамматические конструкции и порядок слов. В его сознании формируется фраза: «Кошка сидит на подоконнике».
Следующий этап – преобразование внутренней речи в устную или письменную. Если человек произносит эту фразу вслух, он использует артикуляционные движения, фонетические средства, интонацию. Если он пишет, то использует письменные знаки.
В итоге мысль превращается в речь – в устное или письменное высказывание, которое может быть воспринято другим человеком. Таким образом, путь от мысли к речи включает осознание предмета, его представление в уме, подбор языковых средств и выражение в конкретном речевом акте.
5. Произведите фонетический разбор слов язык и речь.
6. Из букв, входящих в слово предприниматель, составьте нарицательные существительные (не менее 30). Кто больше?
Пример, мина, плен, метр, пила, лента, лидер, тема, налет, мел, тир, репа, литр, пенал, рента, плита, лира, пепел, тренер, интерьер, ритм, метла, перина, терем, предмет, принтер, пелена, ампер, налеп, репер.
7. В слове предприниматель обозначьте морфемы. Запишите пять однокоренных слов и обозначьте в них морфемы.
Предприниматель
Теперь приведём 5 однокоренных слов и обозначим в них морфемы:
Предпринимательский
Предпринимать
Предпринимательница
Предпринимательство
Предприимчивость
8. Запишите пять слов с приставкой пред- и пять слов с приставкой при-.
Пять слов с приставкой пред-:
1. предсказание
2. предвидение
3. предписание
4. предубеждение
5. предначертание
Пять слов с приставкой при-:
1. приехать
2. прибежать
3. приподнять
4. пристроить
5. приумножить
9. Запишите десять слов с суффиксом -тель. Какое значение имеет этот суффикс?
Десять слов с суффиксом -тель:
1. учитель
2. строитель
3. писатель
4. читатель
5. зритель
6. воспитатель
7. основатель
8. создатель
9. предсказатель
10. обладатель
Значение суффикса -тель:
Суффикс -тель используется для образования существительных, обозначающих лицо, которое выполняет какое-либо действие. Такие слова обычно образуются от глаголов (учить > учитель, писать > писатель) и указывают на того, кто осуществляет действие.
