Упражнение 460 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
460. Определите тему текста и тип речи. Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей1, волос.




Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
460. Определите тему текста и тип речи.
Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей1, волос. Ясная1 зелень её1 глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на неё глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её — во внутреннем. Но ни тени самоуверенности и так лелеемого в себе красавицами «бального», дешёвого самодовольства. Её женское только скользит, только реет1.
(А. Цветаева)
Тема текста: расцвет Марининой красоты.
Тип речи: описание.
На какие детали внешнего облика Марины обращает внимание её сестра, автор этого текста? Какие внутренние качества Марины отмечает Анастасия? Какая лексика преобладает в этом тексте в соответствии с темой? К каким частям речи эти слова относятся? Какие синтаксические функции эти слова выполняют?
• Сестра обращает внимание на такие детали внешнего облика: золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имела в себе что-то колдовское.
Анастасия отмечает такие внутренние качества Марины: в это время Марина Цветаева знала себе цену и во внешнем очаровании, как в детстве знала её во внутреннем.
В этом тексте преобладает описательная лексика, так как это описание внешности Марины Цветаевой. В описании используется много прилагательных, обозначающих качества, свойства предметов.
Прилагательные в тексте выполняют функции согласованных и несогласованных, обособленных и необособленных определений.
Детей1.
Орфографическая запись слова – детей.
Возможен перенос – де-тей.
Фонетическая запись слова – [дtaskитtaskэjtask].
В слове два слога – де-тей. Ударный слог – второй.
Охарактеризуем звуки:
[дtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой д.
[и] – первый гласный звук (редуцированный) близок к [и], в безударном слоге обозначен буквой е. Звук не соответствует «своей» букве.
[тtask] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой т.
[э] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначен буквой е.
[jtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой й.
Итак, в слове 5 букв и 5 звуков. Однако не каждый звук соответствует «своей» букве. Буква е в безударном слоге обозначает звука [и].
Ясная1.
Орфографическая запись слова – яснаяа.
Возможен перенос – яс-ная.
Фонетическая запись слова – [jtaskаснъjtaskъ].
В слове три слога – яс-на-я. Ударный слог – первый.
Охарактеризуем звуки:
[jtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я.
[а] – первый гласный звук, под ударением. Обозначен буквой я. Звук соответствует «своей» букве.
[с] – согласный, глухой, твёрдый, обозначен буквой с.
[н] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначен буквой н.
[ъ] – гласный звук (редуцированный), близкий к [а], в безударном слоге обозначен буквой а.
[jtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я.
[ъ] – гласный звук (редуцированный) близкий к [а], в безударном слоге обозначен буквой я.
Итак, в слове 5 букв и 7 звуков. Однако не каждый звук соответствует «своей» букве. Первая буква я обозначает два звука: [j task] и гласный звук [а]; вторая буква я обозначает два звука: [jtask] и гласный (редуцированный) звук [ъ], близкий к [а].
Её1.
Орфографическая запись слова – её.
Невозможен перенос слова.
Фонетическая запись слова – [jtaskиjtaskо].
В слове два слога – е-ё. Ударный слог – второй.
Охарактеризуем звуки:
[jtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой е.
[и] – первый гласный звук (редуцированный) близок к [и]. Обозначен буквой е. Звук не соответствует «своей» букве.
[jtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой ё.
[о] –гласный звук, под ударением, обозначен буквой ё. Звук несоответствует «своей» букве.
Итак, в слове 2 буквы и 4 звука. Однако не каждый звук соответствует «своей» букве. Буквы е, ё обозначают по два звука.
Реет1.
Орфографическая запись слова – реет.
Возможен перенос – ре-ет.
Фонетическая запись слова – [рtaskэjtaskьт].
В слове два слога – ре-ет. Ударный слог – первый.
Охарактеризуем звуки:
[рtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой р.
[э] – первый гласный звук, под ударением. Обозначен буквой е. Звук не соответствует «своей» букве.
[jtask] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой е.
[ь] – гласный звук (редуцированный), близкий к [и], в безударном слоге обозначен буквой е.
[т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначен буквой т.
Итак, в слове 4 буквы и 5 звуков. Однако не каждый звук соответствует «своей» букве. Первая буква е обозначает мягкость звука [рtask] и гласный звук [э] ; вторая буква е обозначает два звука.
