Упражнение 71 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

71. Прочитайте отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!



Решение задачи: 71. Прочитайте отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!Решение задачи: 71. Прочитайте отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!Решение задачи: 71. Прочитайте отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

71. Прочитайте отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

В рабстве спасённое

Сердце свободное —

Золото, золото —

Сердце народное!

Сила могучая —

Сила народная,

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается —

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая —

Встали — небужены,

Вышли — непрошены,

Жита по зёрнышку

Горы наношены!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!

Какие слова являются ключевыми в этом тексте? Найдите повторяющиеся слова, сочетания слов и предложения. Объясните значение повтора.

Ключевые слова в тексте: Русь; Могучая; Сила; Свободное сердце; Правда; Золото; Жернова; Матушка-Русь.

Повторяющиеся слова и сочетания: «Ты и убогая, ты и обильная» (повторяется дважды); «Матушка-Русь» (дважды); «Сила»; «Русь»; «Золото».

Значение повтора в тексте:

• Повтор помогает усилить выразительность текста, делает его ритмичным и запоминающимся.

• Он подчёркивает противоречивость России: её силу и слабость, страдания и величие.

• Он передаёт идею, что народная сила восстанавливается даже после тяжёлых испытаний.

• Символизирует стойкость, вечное возрождение Руси, несмотря на исторические трудности.

Найдите в тексте антонимы. Какова их роль?

Найденные антонимы:

• убогая — обильная

• могучая — бессильная

• встали — не бужены

Роль антонимов в тексте:

• Антонимы помогают создать контрастный образ Руси: она одновременно бедная и богатая, сильная и слабая.

• Этот приём подчёркивает противоречивость исторического пути России, её способность переживать тяжёлые времена и возрождаться.

• Антонимы усиливают выразительность текста, делая его более эмоциональным и ритмичным.

• Они отражают борьбу противоположных начал в судьбе страны и народа, подчёркивая их стойкость и несгибаемый характер.

Какие синтаксические средства выразительности использует поэт?

В тексте поэт использует следующие синтаксические средства выразительности:

Антитеза (противопоставление):

«Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная»

Контраст между бедностью и богатством, силой и слабостью подчёркивает двойственность образа России.

Риторические обращения:

«Матушка-Русь!»

Обращение создаёт эмоциональность, подчёркивает уважение и любовь к Родине.

Риторические восклицания:

«Золото, золото — сердце народное!»

Восклицания передают восхищение народной силой, делают текст более эмоциональным.

Повтор (анафора):

«Ты и убогая, ты и обильная...», «Сила могучая — сила народная...»

Повторы усиливают ритмичность и подчёркивают ключевые идеи произведения.

Парцелляция (дробление предложения для усиления эмоциональности):

«Жита по зёрнышку — горы наношены!»

Короткие фразы подчёркивают смысл сказанного, делают текст динамичным.

Слова каких частей речи рифмуются в этом стихотворении? Какие чаще всего? Всегда ли рифмуются слова одной части речи?

В стихотворении рифмуются главным образом существительные (Русь – грусть, золото – молото), прилагательные (могучая – бессильная), а также глаголы (шевелится – не вызывается).

Чаще всего рифмуются существительные, так как они помогают создать яркие образы и завершённость строк. Также встречаются рифмы на прилагательные, которые подчёркивают характеристики Руси, и глаголы, передающие динамику событий.

Нет, не всегда. Иногда рифмуются слова разных частей речи, например:

глагол – существительное (вызывается – убитая);

существительное – прилагательное (сердце – наследство).

Выберите два слова для морфемного разбора. Запишите эти слова и обозначьте в них морфемы.