Упражнение 77 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

77. Подберите тексты с цепным и параллельным способами связи предложений. Подчеркните в них грамматические основы. Укажите средства цепной связи. В художественной литературе авторы используют различные способы связи предложений для обеспечения логической последовательности и целостности текста.



Решение задачи: 77. Подберите тексты с цепным и параллельным способами связи предложений. Подчеркните в них грамматические основы. Укажите средства цепной связи. В художественной литературе авторы используют различные способы связи предложений для обеспечения логической последовательности и целостности текста.Решение задачи: 77. Подберите тексты с цепным и параллельным способами связи предложений. Подчеркните в них грамматические основы. Укажите средства цепной связи. В художественной литературе авторы используют различные способы связи предложений для обеспечения логической последовательности и целостности текста.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

77. Подберите тексты с цепным и параллельным способами связи предложений. Подчеркните в них грамматические основы. Укажите средства цепной связи.

В художественной литературе авторы используют различные способы связи предложений для обеспечения логической последовательности и целостности текста. Два основных типа таких связей — цепная и параллельная.

Цепная связь предполагает последовательное развитие мысли, где каждое последующее предложение связано с предыдущим, подхватывая и развивая его содержание. Это создаёт эффект «цепочки», в которой звенья тесно переплетены.

Пример из литературы:

«Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый».

В этом отрывке из рассказа И. С. Тургенева «Уездный лекарь» каждое предложение логически вытекает из предыдущего, создавая последовательное повествование.

В отрывке из рассказа И. С. Тургенева «Уездный лекарь» используется цепная связь между предложениями, где каждое последующее предложение логически вытекает из предыдущего, создавая последовательное повествование. Рассмотрим средства цепной связи в этом тексте:

1. Лексический повтор: слово «я» повторяется в первом и втором предложениях, подчёркивая, что речь идёт об одном и том же лице.

«Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором.»

2. Синонимическая замена: слова «доктор» и «уездный лекарь» используются как синонимы, обеспечивая разнообразие лексики при сохранении смысловой связи.

«...я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь...»

3. Местоименная замена: местоимение «он» заменяет существительное «уездный лекарь», избегая повторения и поддерживая связность текста.

«Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное...»

Параллельная связь характеризуется тем, что предложения связаны с общей темой или основной мыслью, но каждое из них относительно автономно и не зависит напрямую от содержания предыдущего. Такая структура часто используется для описания нескольких аспектов одного явления или объекта.

Пример из литературы:

«В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера — это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы — всё спит, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха».

В этом фрагменте из произведения К. Г. Паустовского каждое предложение описывает отдельную деталь утренней природы, создавая целостную картину через параллельное перечисление.