Параграф 23 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 5 класс (Биология)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 5 класс, Просвещение:

23. Среды обитания. Экологические факторы

Вопросы и задания

1. Перечислите среды обитания, с которыми вы познакомились на уроке.

Мы познакомились на уроке с наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной средами обитания.

2. Каковы условия жизни организмов в наземно-воздушной среде? Как вы думаете, почему для обитателей этой среды характерно наибольшее разнообразие форм тела?

В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, но часто не хватает влаги. Особенно мало её в степях и пустынях. Бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по земле и по воздуху.

Для обитателей данной среды характерно наибольшее разнообразие форм тела, поскольку именно в наземно-воздушной среде представлена наибольшая изменчивость факторов, влияющих на организмы (температура, влажность, осадки, свет), и животным, соответственно, необходимо для выживания развивать совершенно разные приспособления, в том числе и иметь разную форму тела.

3. Подумайте, почему не выделяют отдельно воздушную среду обитания.

Отдельно не выделяют воздушную среду обитания, потому что организм не может существовать только в воздушной среде. Воздушная среда – лишь временное место для их пребывания, которое используется для перелетов в другие места. Жизнь организмов, которые проводят много времени в воздухе, так или иначе, связана либо с сушей, либо с водной поверхностью. Например, птицы для отдыха, размножения, гнездования или поиска пищи все равно опускаются на землю.

4. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. Проанализируйте внешний облик разных животных, обитающих в водной среде. Что у них общего?

Температура в водной среде меняется меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине ниже 200 м – царство сумерек, а ещё ниже – вечная тьма.

У всех животных, жизнь которых связана с водной средой, есть приспособления для плавания. У рыб, дельфинов и китов – плавники. У моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на вёсла.

Для дыхания у обитателей водной среды различные приспособления. Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворённый в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат лёгкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не лёгкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

5. Почему в океане на больших глубинах обитают только животные?

В океане на больших глубинах обитают только животные, потому что растениям необходим свет, а здесь его мало или совсем нет.

6. Каковы особенности почвы как среды обитания? Используя рисунок на с. 108 учебника, выявите черты приспособления животных к обитанию в почве.

Почва содержит воздух, воду, минеральные соли. Кислорода здесь меньше, чем на свежем воздухе, больше углекислого газа. Воды порой бывает чересчур много. Температура более ровная, чем на поверхности. Свет в глубину почвы не проникает.

Населяющие почвенную среду животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения, но имеют хорошее обоняние и осязание.

Передние ноги у крота и цокора плоские, как лопаты, с очень большими когтями, чтобы удобно было рыть почву. А у слепыша ноги обычные, он вгрызается в почву мощными передними зубами (чтобы земля не попадала в рот, губы закрывают его позади зубов). Тело у всех этих зверьков овальное, компактное. С таким телом удобно передвигаться по подземным ходам.

7. Укажите особенности такой среды обитания, как организм.

Организм, как среда обитания, характеризуется постоянством условий жизни, обилием пищи и защищённостью.

8. Обитателем какой среды является человек?

Человек является обитателем наземно-воздушной среды.

9. Объясните, что изображено на рисунке. В каких средах, по вашему мнению, обитают животные, части тела которых изображены на рисунке? Можете ли вы назвать этих животных?

На рисунке изображены приспособления животных для передвижения.

Среды обитания изображённых животных:

1) Кит – водная среда.

2) Жук – наземно-воздушная.

3) Страус – наземно-воздушная.

4) Летучая мышь – наземно-воздушная.

5) Леопард – наземно-воздушная.

6) Птица – наземно-воздушная.

7) Рыба – водная.

8) Крот – почвенная.

9) Кенгуру – наземно-воздушная.

10) Птица – наземно-воздушная.

11) Стрекоза – наземно-воздушная.

12) Тюлень – водная.