Упражнение 208 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

208. Прочитайте текст. Многовековое существование церковнославянского языка в качестве книжного литературного языка оказало значительное влияние на формирование и развитие русского литературного языка, и это влияние, несомненно, было положительным.



Решение задачи: 208. Прочитайте текст. Многовековое существование церковнославянского языка в качестве книжного литературного языка оказало значительное влияние на формирование и развитие русского литературного языка, и это влияние, несомненно, было положительным.Решение задачи: 208. Прочитайте текст. Многовековое существование церковнославянского языка в качестве книжного литературного языка оказало значительное влияние на формирование и развитие русского литературного языка, и это влияние, несомненно, было положительным.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

208. Прочитайте текст.

Многовековое существование церковнославянского языка в качестве книжного литературного языка оказало значительное влияние на формирование и развитие русского литературного языка, и это влияние, несомненно, было положительным.

А. С. Пушкин писал: «Как материал словесности, язык славяно-русской имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».

В современном русском литературном языке существует большой пласт слов, связанных по происхождению с церковнославянским языком. Это старославянизмы (церковнославянизмы). К ним относятся также и слова, в составе которых есть фонетические и словообразовательные признаки церковнославянского языка.

Какие же группы слов в современной лексике этимологически связаны с церковнославянским языком и какова их роль в современном русском языке?

Значительное количество старославянизмов настолько «обрусело», что они не воспринимаются как заимствованные слова, например: враг (ср. ворог), плен (ср. полон), мрак (ср. морок), разум и др. Старославянизмы вошли в состав общеупотребительной лексики, а исконно русские слова сохранились в фольклоре, в диалектах, а также в составе производных слов, например: морочить.

Старославянизмы, по сравнению с русскими словами, имеют стилистический оттенок книжности и, следовательно, придают речи торжественность. Сравните:

старославянизмы

совершить

сетовать

оградить

истина

русизмы

сделать

сожалеть

огородить

правда

Сравните: Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман. (А. Пушкин) Истина только потому и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи. (Н. Чернышевский) Я вздохнул. Лгать мне не хотелось, а правду сказать я стыдился. (И. Тургенев)

Некоторые старославянизмы и русизмы разошлись в значениях. Например, слово невежда означает необразованного, малосведущего человека, а невежа — грубого, невоспитанного человека. Сравните: Невежда в физике, а в музыке знаток. (И. Крылов) Над ним все смеялись и говорили, что он невоспитанный невежа и неотёсанный чурбан, который незнаком с самыми простыми правилами приличного поведения. (Н. Носов)

Некоторые старославянизмы сохранились в составе производных слов (безбрежный, обезглавить), в составе сложных слов (Волгоград, Калининград).

В современном русском литературном языке старославянизмы используются как стилистическое средство: они создают торжественность изложения, исторический колорит, например: Многострадальная русская земля!Долго ты будешь залечивать свои раны, долго твои сыновья... будут своими золотыми руками воссоздавать разрушенное. (К. Симонов)

Составьте план текста. Перескажите текст по плану.

План текста:

1. Влияние церковнославянского языка на развитие русского литературного языка.

2. Мнение А. С. Пушкина о церковнославянском языке.

3. Старославянизмы в современном русском языке.

4. Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов.

5. Стиль и торжественность старославянизмов.

6. Различие в значениях старославянизмов и русизмов.

7. Сохранение старославянизмов в производных словах.

8. Роль старославянизмов в современном литературном языке.

Пересказ текста по плану:

Многовековое существование церковнославянского языка в качестве книжного литературного оказало значительное влияние на формирование русского литературного языка. Это влияние признано положительным, так как обогатило лексику, структуру и стиль.

А. С. Пушкин высоко оценивал церковнославянский язык, отмечая его совершенство, богатство и выразительность. Он считал, что этот язык, сохранившийся в литературе, наделён особой стилистической окраской, делает речь выразительной и придаёт ей благородный оттенок.

В современном русском языке многие слова имеют старославянское происхождение. Старославянизмы нередко настолько «обрусели», что не воспринимаются как заимствованные, например: враг, пламя, мрак, разум. Они вошли в общеупотребительную лексику, но исконно русские эквиваленты некоторых слов сохранились в диалектах и производных формах, например морочить.

Стилистически старославянизмы отличаются от русизмов, они несут книжный, торжественный оттенок. Например, совершить – сделать, сетовать – сожалеть, оградить – огородить, истина – правда.

Некоторые старославянизмы и русизмы различаются в значениях. Так, слово невежда означает необразованного, малознающего человека, а невежа – грубого, невоспитанного.

Некоторые старославянизмы сохранились в составе производных слов, например: благословлять, облагодетельствовать.

В современном литературном языке старославянизмы используются как средство выразительности, часто придают тексту особую торжественность и эмоциональный колорит, например: Золотыми руками создавайте разрушение. Они продолжают играть важную роль в развитии русского языка.