Упражнение 256 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.



Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.Решение задачи: 256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

256. Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию. Подготовьте презентацию полученных результатов. Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиций качеств хорошей речи. Оцените своё выступление и результаты проектной деятельности.

Проект на тему «Роль молодежного сленга в расширении словарного состава современного русского языка»

Цели

Определить, как молодежный сленг влияет на обогащение русского языка и какие слова и выражения из молодежной речи переходят в общеупотребительный лексикон. Это включает выявление путей, посредством которых сленговые новообразования становятся частью словарного запаса, и оценку степени их закрепления в языке.

Проблемы

o Влияние на литературный язык: Существует обеспокоенность, что активное проникновение молодежного сленга может размывать нормы литературного языка. Некоторые представители общества воспринимают сленг как угрозу языковой культуре, называя его даже «вирусом безграмотности». Проблема заключается в поиске баланса между естественным обновлением лексики и сохранением нормативности.

o Восприятие обществом: Является ли молодежный сленг приемлемым в широком употреблении? Старшее поколение часто относится к нему настороженно. Родители нередко жалуются: «Эти дети так ужасно говорят, мы ничего не понимаем». Возникает разрыв в коммуникации поколений, и общество спорит, считать ли новые слова обогащением языка или проявлением его упадка.

o Устойчивость новых слов: Не все сленговые новшества приживаются надолго. Проблема в том, какие из десятков новых слов останутся и войдут в общий языковой фонд, а какие окажутся временной модой и исчезнут. Требуется проана-лизировать, какие факторы способствуют долговечности сленгизмов, а какие ведут к их быстрому исчезновению.

Введение

Молодежный сленг представляет собой совокупность новых или переосмысленных слов и выражений, употребляемых преимущественно молодым поколением в неформальной обстановке. Эти слова образуют особый пласт разговорной лексики, часто не воспринимаемый старшими как «хороший» или литературный. Сленг выполняет важные социальные функции: он служит своего рода «паролем» группы, позволяя молодым людям идентифицировать «своих» и отгородиться от остальных. Одновременно сленговые единицы привносят в язык яркую эмоционально-оценочную окраску и новые оттенки смысла.

С точки зрения лингвистики, молодежный сленг – один из наиболее динамичных и открытых слоев лексики. Он очень подвижен и быстро меняется под влиянием времени. Постоянно появляющиеся в молодежной среде неологизмы отражают текущие реалии жизни, моду, технологические и культурные тренды. Лингвисты отмечают, что сленг чутко реагирует на изменения в обществе и “идет в ногу со временем”. Недаром исследователи активно изучают это явление и даже составляют специальные словари молодежного жаргона. Таким образом, молодежный сленг занимает заметное место в современной языковой системе: будучи частью разговорной речи, он одновременно способствует пополнению словарного состава, периодически снабжая общий язык новыми выражениями.

Основная часть

Источники возникновения молодежного сленга

Лексические новшества в речи молодежи не возникают на пустом месте – прослеживается ряд основных источников их появления. Во-первых, заимствования из иностранных языков, преимущественно из английского, являются одним из главных источников молодежного сленга. Значительная часть популярных ныне сленговых слов пришла из английского напрямую или через кальки и транслитерации. Исследования подтверждают, что множество современных сленгизмов – это англицизмы: молодежь активно перенимает слова вроде «хайп» (hype), «краш» (crush), «вайб» (vibe) и др.. Английский язык сегодня выступает своеобразным «законодателем мод» и основным поставщиком нового сленга для русского языка.

Во-вторых, субкультуры и специфические молодежные сообщества порождают оригинальный жаргон, который затем нередко выходит за их пределы. Слова, родившиеся в среде геймеров, аниме-enthusiasts, фанатов музыки и других субкультур, пополняют молодежный лексикон. Например, в среде видеоигр появилось слово «имба» (от imbalanced) – геймерский термин, обозначающий что-то невероятно крутое или дисбалансное, – которое вошло в сленг уже в значении «лучшее, превосходное». Похожие пути проделывают слова из культуры репа и музыки: так, в 2015 году из андеграундной рэп-среды широко распространилось слово «хайп» («ажиотаж», «шумиха»), быстро ставшее общеупотребимым. Исторически многие сленгизмы зарождались именно в музыкальной среде – достаточно вспомнить, что еще в 1960-е гг. появились жаргонизмы «лабух» (музыкант) и «сейшн» (концерт). Кинематограф и сериалы тоже дали язык новые выражения: яркий пример – недавний сериал «Слово пацана», из которого в молодежную речь вошло слово «чушпан».

В-третьих, внутренние ресурсы языка и креативность самой молодежи генерируют сленг путем переосмысления или искажения существующих слов. Молодые люди часто наделяют привычные слова новым, игровым значением или создают метафоричные прозвища. Например, слово «ламповый» изначально относилось к технике (ламповый звук в радиоаппаратуре), но молодежью 1970-х было переосмыслено как «уютный, душевный», и в таком значении дожило до наших дней. Сленг богат ассоциативными метафорами: голова может называться «котелком», «репой» или «чердаком», а надоедливый человек – «душнилой» (от «душный» – скучный). Кроме того, встречаются намеренные фонетические искажения и игра слов – например, ироничное приветствие «дратути» (искаженное «здравствуйте») стало популярным мемом. Таким образом, источниками молодежного сленга служат и внешние влияния (иностранные языки, субкультуры), и творческая переработка собственного языкового материала.

Способы распространения сленга

Пути распространения новых сленговых слов сегодня гораздо более стремительны и масштабны, чем в прошлом. Цифровая коммуникация и социальные сети стали ключевым каналом популяризации молодежного жаргона. В эпоху интернета сленг распространяется практически мгновенно: новые слова и мемы появляются в одном уголке сети и за считанные дни становятся известны по всей стране. Исследователи отмечают, что сейчас существует идеальная среда для распространения сленга – такие платформы, как TikTok, Instagram (запрещен в РФ), VK и другие соцсети. Благодаря им молодежный язык новых медиа быстро выходит за рамки узких групп. Популярные блогеры и лидеры мнений играют здесь существенную роль: именно они часто выступают проводниками жаргонных слов в массовое сознание. Короткие видео, вирусные тренды и флешмобы способны за короткий срок сделать модным новое выражение или шутку, создавая так называемый накопительный эффект – слово все чаще употребляется в связи с ярким инфоповодом и постепенно входит в обиход.

Помимо социальных сетей, онлайн-общение в мессенджерах, чатах и на форумах способствует широкому охвату сленга. Неофициальная переписка склонна к экономии языковых средств, что рождает обилие сокращений (например, «лс» – «личное сообщение», «ОМГ» – oh my God) и эмотиконного/вербального кода, понятного внутри группы. Такой интернет-сленг быстро проникает и в устную речь молодежи. Средства массовой информации также играют роль: статьи и глоссарии в популярных изданиях объясняют значения новых молодежных слов для широкой публики, тем самым закрепляя эти слова и вне подростковой среды. Например, крупные издания публикуют “словарики” сленга, переводя его для родителей и учителей, а некоторые жаргонные слова звучат с экранов телевизоров, в кино и на эстраде, теряя стигму маргинальности. В совокупности, современные коммуникационные технологии и медиа существенно ускорили и упростили распространение молодежного сленга по всем социальным слоям и регионам. Если раньше новый жаргон мог оставаться локальным, то теперь географические и социальные границы для сленга практически стерты.

Влияние на литературный язык: временное или постоянное заимствование?

Воздействие молодежного сленга на общий язык проявляется двояко. С одной стороны, многие сленговые новшества оказываются временными. Они вспыхивают ярко, входят в моду среди молодежи, но по мере утраты новизны и привлекательности исчезают из употребления. Лингвисты отмечают, что, несмотря на ощущение повышенного влияния сленга сегодня, он по-прежнему подчиняется своему классическому правилу быстрого обновления: проходит мода – и слова уходят, забываются, как это бывало и раньше. Примером может служить недавний всплеск популярности слов «кринж» и «краш»: еще год-два назад эти выражения были на пике употребления, а уже сейчас их частота заметно снизилась (по данным наблюдений – в 5–6 раз). Мода сменилась, и новые поколения переключились на другие словечки. Подобная эфемерность – характерная черта сленга.

С другой стороны, часть слов молодежного жаргона закрепляется в языке надолго, переходя в разряд общеупотребительной разговорной, а то и литературной лексики. Если сленговое слово оказывается востребованным широким кругом носителей языка (например, обозначает новое явление или очень удачно выражает понятие), то со временем оно утрачивает ярлык жаргонности. Эксперты отмечают, что некоторые некогда сугубо молодежные эпитеты живут десятилетиями. Рекордсменами по долговечности можно назвать, например, «клёвый» и «крутой» в значении «отличный, классный» – эти слова возникли в молодежной среде еще несколько десятилетий назад, но до сих пор активно употребляются разными поколениями. Подобный переход означает, что сленгизм обобщевается и становится частью нормальной разговорной речи. Более того, история русского языка знает случаи, когда бывший молодежный жаргон окончательно входил в литературный язык. Так, некоторые слова молодежного сленга XIX века теперь прочно закрепились в нейтральном словарном фонде: например, слова «отличник» (успевающий учащийся) и «второгодник» (оставшийся на второй год) когда-то были молодежными жаргонизмами, а сегодня воспринимаются как вполне обычная литературная лексика.

Важно отметить, что по мере распространения сленгизма вне узкой группы, его статус в молодежной среде может меняться. Часто сами подростки перестают использовать слово, которое стало «слишком общим». Происходит своего рода обновление жаргона ради сохранения своей уникальности. Например, понятие «тусовка» (вечеринка, компания), возникшее как молодежный сленг в конце ХХ века, со временем стало столь популярным и общеупотребительным, что новое поколение подростков заменило его на сокращенный вариант «туса», чтобы отличаться от «взрослого» языка. Этот процесс свидетельствует: сленг постоянно сам себя обновляет, вытесняя устаревшие выражения новыми.

Таким образом, влияние молодежного сленга на литературный язык проявляется в обогащении словарного состава – но отбор этих новшеств весьма строг. Многие слова оказываются приходящими и не задерживаются надолго (особенно если привязаны к краткосрочным трендам), однако наиболее удачные и необходимые выражения способны закрепиться и пополнить словарь русского языка на постоянной основе. Язык как система фильтрует сленговые новации: значимая часть из них останется достоянием определенной эпохи, но некоторая доля войдет в исторический словарь, как вошли когда-то слова бывшего молодежного жаргона прошлых лет.

Реакция общества и лингвистов на новые слова

Общество в целом воспринимает появление молодежного сленга неоднозначно. Молодое поколение относится к нему естественно, как к части своей повседневной речи, тогда как многие представители старших возрастов – с непониманием или тревогой. Как уже упоминалось, родители и учителя часто жалуются на непонятный язык подростков; попытки же взрослых имитировать молодежный жаргон обычно выглядят неуклюже и самим молодежным сообществом высмеиваются (собственно, слово «кринжовый» стало популярным обозначением для обозначения чужого неловкого поведения). С одной стороны, общество признаёт за сленгом право на существование как части молодежной культуры. С другой – распространено мнение, что чрезмерное увлечение жаргоном беднит речь и мешает юношам и девушкам овладевать нормами литературного языка. Отсюда возникают призывы «говорить правильно» и опасения за культуру речи. Тем не менее, умеренное использование сленга в уместных ситуациях все чаще воспринимается нейтрально: например, в дружеском общении или в интернете подобная лексика не вызывает осуждения. Общество постепенно привыкает к тому, что язык молодых более экспрессивен и мобилен, и новые слова – естественное явление. Показательно, что многие сленговые выражения через некоторое время становятся понятны широкой публике благодаря СМИ и глоссариям, и первоначальный шок сменяется любопытством. Взрослые стараются разобраться в значениях жаргонизмов, чтобы лучше понимать своих детей, а некоторые слова (как «лайк», «репост», «селфи») вообще перестают восприниматься как нечто чужеродное.

Лингвисты и филологи в большинстве своем относятся к феномену молодежного сленга как к объекту серьезного изучения, а не угрозы. Современная лингвистика признает, что сленг – неотъемлемая и закономерная часть языкового развития. Ученые подчеркивают, что молодежный жаргон отражает актуальные процессы в обществе и удовлетворяет коммуникативные потребности определенной социальной группы. Поэтому его исследование позволяет понять языковую картину мира молодежи, ценностные ориентации и культурные реалии поколения. В научной среде прошли времена, когда изучение сленга считалось чем-то маргинальным: сейчас посвящаются диссертации и монографии анализу молодежной речи, сопоставлению жаргона разных эпох и т.д. Крупные специалисты, такие как М.А. Кронгауз и др., популяризируют знания о сленге, объясняя широким массам значение новых слов и их происхождение. Более того, лингвистами создаются специальные словари и лексиконы сленга, фиксирующие новую лексику в письменном виде. Например, регулярно выходят словари новых слов и значений, включающие в том числе молодежный жаргон, а отдельные исследовательские проекты (СПбГУ и др.) собирают корпуса сленговых слов для анализа их употребления в социальных сетях.

Можно отметить и разницу подходов: прескриптивно настроенные филологи призывают ограничивать проникновение жаргона в официальную речь, тогда как дескриптивный подход рассматривает сленг как естественный процесс эволюции языка. В целом же профессиональное сообщество сходится во мнении, что молодежный сленг сам по себе не разрушает язык, а напротив, свидетельствует о его развитии. Главное – обеспечить у подрастающего поколения достаточную языковую компетенцию, чтобы они умели различать уместность употребления тех или иных слов. Таким образом, реакция лингвистов носит скорее исследовательский и объяснительный характер: новые слова изучаются, обсуждаются на научных форумах, лингвисты стараются донести до общества мысль, что сленг – это нормальное явление, подчиняющееся своим законам функционирования в языке.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что молодежный сленг играет значительную роль в обновлении и расширении словарного состава современного русского языка. Во-первых, сленг выступает генератором неологизмов, обогащающих речь новыми выразительными средствами. Многие из этих слов остаются ограниченными рамками неформального общения молодежи, но некоторые, наиболее удачные и востребованные, со временем переходят в активный лексикон всего общества, тем самым пополняя русский язык. Во-вторых, динамичная природа сленга обеспечивает постоянное обновление речевых ресурсов: язык молодых быстро реагирует на изменения в культуре, технике, социальных настроениях, что приводит к появлению лексических новшеств. В-третьих, сам факт существования обособленного молодежного жаргона способствует многостилевости русского языка – сосуществованию разных пластов лексики (литературной, разговорной, жаргонной), которые взаимно обогащают друг друга.

Прогнозы относительно дальнейшей эволюции молодежного сленга позволяют ожидать сохранения нынешних тенденций. В условиях глобализации и цифровизации новые слова будут возникать еще быстрее, часто – под влиянием англоязычной интернет-культуры и технологий будущего. Возможно, циклы смены модных слов станут короче, учитывая ускорение информационного обмена. Однако основные закономерности останутся прежними: большинство сленгизмов по-прежнему будет иметь краткий жизненный цикл, уступая место следующим волнам неологизмов, тогда как отдельные сленговые слова сумеют закрепиться в языке надолго. Общество, вероятно, станет более терпимо относиться к языковым новшествам, а граница между «молодежным» и «общим» языком может стать гибче. В целом же развитие молодежного сленга неотделимо от развития общества: как отмечалось, сленг – это живая часть языка, и его будущее напрямую зависит от будущего общества. Молодежный сленг будет эволюционировать вместе с изменениями в жизни людей, продолжая выполнять роль барометра культурных и социальных сдвигов, а также кузницы новых слов для великого и могучего русского языка.

Список литературы

1. Алимова Г. Ю. Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике // Молодой ученый. — 2017. — №12 (146). — С. 606–608.

2. Пешкова И. Как говорят современные подростки: словарь молодежного сленга для взрослых // Forbes Education. — 25.07.2024.

3. Бородина Е. Сигма, тюбик и лейм: какие современные слова нуждаются в переводе // Известия. — 5 ноября 2024.

4. Высшая школа журналистики и массмедиа СПбГУ, LiveDune. Исследование современного сленга (анализ 93 млн комментариев в соцсетях 2022–2023 гг.) – по материалам РБК-Тренды: «Залутал, гостинг, чушпан, — как меняется сленг в соцсетях», 25.03.2024.

5. Аргументы и факты – Псков. Девочка из Архангельска составила словарь молодежного сленга (новостной сюжет).

6. Макарова Т. В. (учитель русского языка). Молодежный сленг как составляющая современного русского языка // Материалы междунар. науч.-практич. конф. “Социальная политика: современность и будущее”. — 2014.

7. Башкирское спутниковое телевидение. Войдет ли молодежный сленг в словари? – радио “Спутник FM”, рубрика «Уроки русского». — Выпуск от 23.09.2017