Упражнение 288 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

288. Подготовьте выступление на тему «Состав слова». Какого стиля и жанра оно будет? Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиций качеств хорошей речи.



Решение задачи: 288. Подготовьте выступление на тему «Состав слова». Какого стиля и жанра оно будет? Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиций качеств хорошей речи.Решение задачи: 288. Подготовьте выступление на тему «Состав слова». Какого стиля и жанра оно будет? Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиций качеств хорошей речи.Решение задачи: 288. Подготовьте выступление на тему «Состав слова». Какого стиля и жанра оно будет? Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиций качеств хорошей речи.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

288. Подготовьте выступление на тему «Состав слова». Какого стиля и жанра оно будет? Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиций качеств хорошей речи.

Выступление на тему «Состав слова»

«Состав слова» – это увлекательная тема, которая позволяет глубже понять устройство русского языка и осознать, каким образом в нашей речи формируются различные смысловые оттенки. Выступление по данной теме, адресованное одноклассникам, можно отнести к учебно-научному стилю, а по жанру – к небольшому устному докладу или лекции, которую принято произносить перед аудиторией, стремящейся получить новые знания по конкретному предмету. Подготовка подобного выступления начинается с осознания того, что любое слово в русском языке может быть разложено на отдельные составляющие части, каждая из которых выполняет свою функцию. Если мы возьмём, к примеру, глагол «прочитать», то заметим в нём приставку «про-», которая может указывать на завершённость действия; корень «чит», непосредственно отражающий смысл «чтения»; суффикс «-а-» (в некоторых случаях он нулевой или отсутствует, но тоже может влиять на грамматические формы), и окончание «-ть», показывающее, что это неопределённая форма глагола (инфинитив). Понимание морфемного состава слова помогает не только правильно писать, но и глубже постигать логику формирования родственных лексических единиц, находить связи между словами, определять их происхождение и даже следить за историческими изменениями в языке.

Говоря о качественной речи, следует заметить, что подготовленное выступление должно соответствовать ряду критериев: правильность, точность, логичность, выразительность и уместность. Правильность подразумевает соблюдение грамматических норм, использование лексически корректных выражений и отсутствие речевых ошибок. Точность обеспечивает ясное донесение смысла: если мы хотим рассказать о корне или приставке, следует ясно сформулировать, какую роль они играют в структуре слова. Логичность предполагает чёткую организацию материала: начать можно с объяснения, что такое морфема, затем перейти к рассмотрению корня, приставок, суффиксов и окончаний, а завершить примерами разного типа. Выразительность достигается за счёт использования подходящих иллюстраций и примеров, которые вызывают интерес у слушателей, например, упоминания необычных слов, чьё строение может показаться на первый взгляд парадоксальным. Наконец, уместность речи заключается в том, чтобы говорящий выбирал понятия и формулировки, соответствующие уровню аудитории: если выступаешь перед одноклассниками, не стоит перегружать выступление избыточно сложными научными терминами; лучше подбирать примеры, близкие к школьной программе или повседневной жизни.

Само понятие «состав слова» в русском языке включает в себя корень, приставку, суффикс и окончание. Корень – главная часть, которая несёт в себе лексическое (то есть словарное) значение. Приставка и суффикс, как правило, являются словообразовательными морфемами, способными придавать слову новые оттенки смысла или создавать совершенно новые лексические единицы. Окончание же служит для выражения грамматических категорий: рода, числа, падежа у существительных и прилагательных, а у глаголов – времени, лица, числа или же наклонения (хотя у глагола окончания бывают иные функции). Важно отметить, что иногда в словах могут присутствовать нулевые морфемы, которые мы не видим графически, но которые при этом играют грамматическую роль (вроде нулевого окончания во множестве форм существительных мужского рода в именительном падеже единственного числа).

Таким образом, знание морфемного состава помогает не только грамотно писать, но и лучше понимать происхождение новых лексем, точно определять смысл слов, проверять орфографию путём выявления корня или приставки, которая определяет правописание. Когда выступаешь перед одноклассниками, желательно иллюстрировать сказанное увлекательными примерами, показывая, что приставка «вы-» может означать, например, перемещение наружу («выпрыгнуть»), а приставка «за-» – начало действия («запеть»). Этот подход стимулирует интерес слушателей и помогает им увидеть, что морфемный разбор – вовсе не скучное механическое заучивание, а важный навык, раскрывающий красоту и богатство русского языка. Кроме того, выступая с таким материалом, выступающий тренирует свою грамотность и способность говорить на лингвистические темы последовательно и понятно.

Если подытожить, то наше выступление по теме «Состав слова» будет относиться к учебно-научному стилю и иметь жанр краткого доклада для учащихся. При этом важно придерживаться критериев качественной речи: она должна быть правильной, точной, логичной, выразительной и уместной. Отдельное внимание стоит уделить примерам, убедительно демонстрирующим принципы морфемного анализа. Эта тема может стать увлекательной, если показать её практическую пользу: ведь, разбирая состав слова, мы учимся мыслить, развиваем языковую интуицию и тренируем письменную грамотность, что крайне важно для любого человека, независимо от его будущей профессии или сферы интересов.