Упражнение 72 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

72. Прочитайте текст. Определите его тему. В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни.



Решение задачи: 72. Прочитайте текст. Определите его тему. В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни.Решение задачи: 72. Прочитайте текст. Определите его тему. В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни.Решение задачи: 72. Прочитайте текст. Определите его тему. В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

72. Прочитайте текст. Определите его тему.

В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни. Невский проспект — это чудо градостроительства и, как сказал Гоголь, «всеобщая коммуникация Петербурга».

Нет, это не случайное соседство домов. Это — единое целое. И гармония эта достигнута прежде всего соразмерностью, точно найденными пропорциями. Гляньте! Как отвечают друг другу высота зданий, образующих ровный строй, и эта певучая ширина улицы!

Невский проспект — это понятие. Целый мир представлений. Великий памятник русской истории. Русской культуры. Архитектуры. Наша национальная гордость. Проспект, который в продолжение двух с лишком столетий был центром духовной жизни России.

(И. Андроников)

В тексте рассказывается о Невском проспекте как об архитектурном и историческом символе Санкт-Петербурга и всей России. Автор подчёркивает его красоту, гармоничность и значимость как центра культурной и духовной жизни страны.

Определите стиль текста.

Текст относится к публицистическому стилю.

Обоснование:

• Выразительность и эмоциональность: использование восклицательных предложений («В целом мире нет такой улицы!»), усиленных эпитетов («великий памятник русской истории», «наша национальная гордость»).

• Оценочность: автор передаёт своё восхищение Невским проспектом, подчёркивает его значение.

• Лексические средства: присутствуют книжная лексика («градостроительство», «пропорции», «коммуникация») и разговорные элементы («Гляньте!»).

• Назидательность: автор делится своим мнением и убеждает читателя в важности Невского проспекта.

Таким образом, текст имеет черты публицистического стиля, характерного для статей, очерков и эссе о культуре и истории.

Найдите в тексте неполные и восклицательные предложения. Какую роль они играют в создании стиля текста?

Восклицательные предложения:

В целом мире нет такой улицы!

Гляньте!

Как отвечают друг другу высота зданий, образующих ровный строй, и эта певучая ширина улицы!

Неполные предложения:

Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни.

Это – единое целое.

Гляньте!

Целый мир представлений. Великий памятник русской истории. Русской культуры. Архитектуры. Наша национальная гордость. Проспект…

Роль этих предложений в создании стиля текста:

• Выразительность и эмоциональность: восклицательные предложения передают восторг и восхищение автора.

• Динамичность: неполные предложения создают ритм, подчёркивают важные моменты.

• Воздействие на читателя: такие конструкции делают текст более живым и запоминающимся, побуждают к размышлениям.

• Публицистический стиль: помогает создать образность, сделать текст похожим на вдохновляющую речь.

Таким образом, восклицательные и неполные предложения усиливают эмоциональность, торжественность и выразительность текста.

Выпишите из текста причастия. Обозначьте в них морфемы.

Построенной, найденными, образующих.

Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Проспект, который в продолжение двух с лишним столетий был центром духовной жизни России.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП с прида-точным определительным:

1 – проспект; односоставное, назывное, нераспространенное;

2 – который был центром; двусоставное, распространенное).

Объясните правописание выделенных слов.

Построенной – неизменяемая приставка ПО; два НН, так как это причастие с зависимыми словами; какой?

Не случайное – слитно не пишется; ЧА с А; какое?

Найденными – два НН, так как есть зависимое слово; какими?

В продолжение – производный предлог; пишется раздельно, на конце Е.