Упражнение 79 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

79. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите тему, тип речи и стиль. Висевший под сводом фонарь освещал довольно объёмную комнату с каменным полом.



Решение задачи: 79. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите тему, тип речи и стиль. Висевший под сводом фонарь освещал довольно объёмную комнату с каменным полом.Решение задачи: 79. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите тему, тип речи и стиль. Висевший под сводом фонарь освещал довольно объёмную комнату с каменным полом.Решение задачи: 79. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите тему, тип речи и стиль. Висевший под сводом фонарь освещал довольно объёмную комнату с каменным полом.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

79. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите тему, тип речи и стиль.

Висевший под сводом фонарь освещал довольно объёмную комнату с каменным полом. В ней не было видно ни одного окна ни малейшего отверстия кроме железной двери. Небелёные кирпичные стены и крутой свод над ними при слабом свете фонаря казались выкрашенными кровью. Под фонарём стоял дубовый стол на котором около глиняной чернильницы лежали в беспорядке бумаги. Вдоль стен расставлены разные орудия и машины странного вида. Напротив стола на стене висели большие часы.

(К. Масальский)

Висевший под сводом фонарь освещал довольно объемную комнату с каменным полом. В ней не было видно ни одного окна, ни малейшего отверстия, кроме железной двери. Небеленые кирпичные стены и крутой свод над ними при слабом свете фонаря казались выкрашенными кровью. Под фонарем стоял дубовый стол, на котором около глиняной чернильницы лежали в беспорядке бумаги. Вдоль стен расставлены разные орудия и машины странного вида. Напротив стола, на стене, висели большие часы.

Представленный текст является описанием помещения, выполненным в художественном стиле. Его цель — создать у читателя яркое и детальное представление об обстановке, передать атмосферу и вызвать определённые эмоции. Художественный стиль характеризуется образностью, эмоциональностью и использованием разнообразных выразительных средств. В данном отрывке автор подробно описывает интерьер комнаты, уделяя внимание таким деталям, как освещение, материалы, предметы и их расположение. Это позволяет читателю визуализировать пространство и почувствовать его особую атмосферу.

Найдите прилагательные и причастия. Обозначьте в них морфемы. Объясните орфограммы в выделенных словах.

Имена прилагательные: объемную, каменным, малейшего, железной, кирпичные, крутой, слабом, дубовый, глиняной, разные, странного, большие.

Причастия: висевший, небелёные, выкрашенными, расставлены, видно.

Орфограммы: каменным (каменья); небелёные (нет противопоставления, белый, нет зависимых слов); казались (кажется); выкрашенными (краска; есть зависимое слово); глиняной (прилагательное); странного (на стыке морфем).

Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

В ней не было видно ни одного окна, ни малейшего отверстия, кроме железной двери.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространенное, осложнено вставной конструкцией).

Определите способ связи предложений в тексте.

В представленном тексте преобладает цепная (последовательная) связь между предложениями. Каждое последующее предложение логически продолжает и развивает мысль предыдущего, создавая последовательное и связное описание помещения.

Примеры средств цепной связи в тексте:

1. Лексический повтор и местоименная замена:

o «Висевший под сводом фонарь освещал довольно объемную комнату с каменным полом. В ней не было видно ни одного окна...»

o Слово «комната» заменяется местоимением «в ней», обеспечивая связность между предложениями.

2. Использование однокоренных слов:

o «...освещал довольно объемную комнату с каменным полом. В ней не было видно ни одного окна... Небеленые кирпичные стены...»

o Слова «каменным» и «кирпичные» относятся к материалам, создавая тематическую связь.

3. Лексическая когезия через тематическое единство:

o «Под фонарем стоял дубовый стол, на котором около глиняной чернильницы лежали в беспорядке бумаги. Вдоль стен расставлены разные орудия и машины странного вида.»

o Описание предметов интерьера (стол, чернильница, бумаги, орудия, машины) поддерживает общую тему обстановки комнаты.

Таким образом, последовательное развитие описания с использованием лексических повторов, местоимений и тематически связанных слов способствует созданию целостного и связного текста.