Упражнение 88 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ. Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех дачников.



Решение задачи: 88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ. Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех дачников.Решение задачи: 88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ. Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех дачников.Решение задачи: 88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ. Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех дачников.Решение задачи: 88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ. Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех дачников.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех дачников.

Ветер дул с берега (самый опасный). Мой старший брат снял синюю штору у нас в детской, водрузил её на нашей лодке и предложил прокатиться «под парусом» вполне домашнему мальчику — внуку сенатора Давыдова. Домашний мальчик Серёжа (он впоследствии, после Второй мировой войны, работал архитектором-реставратором в Новгороде) пошёл к своей бабушке и спросил у неё разрешение прокатиться. Бабушка была франтиха с фиолетовыми глазами, сидела в шёлковом платье стального цвета под зонтиком от солнца. Она спросила только — не промочит ли Серёжа ноги: в лодке ведь всегда есть на дне вода. Велела Серёже надеть галоши. Серёжа надел новые блестящие галоши и сел в лодку. Всё это происходило на моих глазах. Поехали. Ветер, тихий, как всегда у берега, усилился вдали. Лодку погнало. Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонился и исчез. Бабушка, как была в корсете и с зонтиком, пошла по воде, простирая руки к любимому Серёже. Дойдя до глубокой воды, бабушка с фиолетовыми глазами упала без чувств. А на берегу, за загородкой из простыней, загорал проректор Петербургского университета красавец Прозоровский. Он наблюдал за бабушкой и, когда та упала, бросился её спасать. И, — о ужас! — в одних трусах. Он поднял бабушку с фиолетовыми глазами и понёс её к берегу. А я изо всех сил побежал домой. Подбежав к нашей даче, я замедлил шаг и постарался быть спокойным. Мать спросила, очевидно догадавшись всё же, что что-то случилось: «На море всё спокойно?» Я немедленно ответил: «На море всё спокойно, но Миша тонет».

А в море в это время происходило следующее. Домашний мальчик Серёжа, конечно, не умел плавать. Брат стал его спасать и велел сбросить галоши. Но Серёжа не хотел — то ли чтобы не ослушаться бабушки, то ли потому, что было жаль блестящих галош с медными буковками «С. Д.» («Серёжа Давыдов»). Брат пригрозил: «Сбрасывай, дурак, или я сам тебя брошу». Угроза подействовала, а от берега уже гребли лодки и лодки.

(Д. Лихачёв)

Тема текста – опасный случай во время прогулки на лодке, произошедший с автором и его братом, а также действия домашних мальчиков, предотвративших беду. Рассказ показывает напряжённый момент, когда бабушка чуть не утонула, и описывает, как её спасли.

Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основной акцент сделан на последовательности событий: автор рассказывает, как началась прогулка, как усилился ветер, как он заметил, что лодка наклоняется, и как его бабушку удалось спасти. В тексте также есть описания (бабушки, ветра, происходящего на берегу) и рассуждения о причинах событий.

Стиль речи – художественный. Текст насыщен выразительными средствами: сравнениями (например, "бабушка с фиолетовыми глазами"), эпитетами ("домашний мальчик Серёжа", "фиолетовые глаза"), а также живыми деталями, передающими напряжённую атмосферу. Рассказ строится на контрасте между спокойным началом и драматичным развитием событий.

Какими средствами достигается комический эффект рассказа?

Комический эффект рассказа достигается с помощью нескольких выразительных средств.

Во-первых, ирония проявляется в том, как автор описывает серьёзное происшествие с оттенком лёгкого юмора. Например, бабушка, оказавшаяся в воде, сохраняет достоинство, а её внезапное исчезновение вызывает не только тревогу, но и элемент неожиданности.

Во-вторых, гипербола – преувеличение ситуации, когда на берегу люди сначала наблюдают за происходящим, а потом, осознав опасность, начинают активно действовать. Особенно комичен момент, когда домашний мальчик Серёжа грозно приказывает лодкам и лодочникам собраться.

В-третьих, контраст между серьёзностью ситуации и реакцией персонажей. Например, бабушка молчит и смотрит на происходящее "фиолетовыми глазами", не проявляя паники, в то время как окружающие впадают в суету.

Таким образом, комизм в рассказе строится на иронии, преувеличении, неожиданном поведении героев и забавных речевых оборотах.

Какими способами вводится в текст чужая речь?

В тексте чужая речь вводится с помощью нескольких способов:

Прямая речь – передаёт точные слова персонажей и оформляется с помощью кавычек. Например:

«Сбрасывай, дурак, или я сам тебя брошу»;

«На море всё спокойно, но Миша тонет.»

Косвенная речь – пересказывает слова персонажей без точного цитирования. Например:

Велела Серёже надеть галоши. Здесь передаётся её распоряжение без прямой речи.

Непрямая речь – передаёт слова героя через повествовательную структуру. Например:

Мать спросила.

Таким образом, в тексте используются разные способы передачи чужой речи, что делает повествование более живым и выразительным.

Какова роль в тексте вставных конструкций?

Вставные конструкции в тексте выполняют несколько важных функций:

Дополнение основной информации – они дают дополнительные пояснения, которые уточняют или расширяют содержание. Например:

«Домашний мальчик Серёжа (он впоследствии, после Второй мировой войны, работал архитектором-реставратором в Новгороде) пошёл к своей бабушке…» – здесь вставная конструкция сообщает о будущем судьбе Серёжи, что добавляет биографическую глубину персонажу.

Создание эффекта живой, разговорной речи – вставные конструкции имитируют поток мыслей автора, делая текст более естественным и личностным. Например:

«Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонялся и исчез. Бабушка, как была в корсете с зонтиком, пошла по воде…»

Выражение авторской оценки – такие конструкции позволяют автору вставлять личные замечания, оттеняя отношение к описываемому. Например:

«А на берегу, за загородкой из простыней, загорал проректор Петербургского университета красавец Прозоровский». Здесь вставная конструкция подчёркивает участие героя в событиях.

Таким образом, вставные конструкции делают текст более выразительным, помогают передать эмоциональное состояние автора и дополнительно раскрывают детали сюжета.

Охарактеризуйте видовременные формы глаголов, используемых автором. Выпишите три глагола, интересных для морфемного анализа, и обозначьте в них морфемы.

В приведенном фрагменте из текста Д. Лихачева используются различные видовременные формы глаголов, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1. Прошедшее время:

o Были — форма прошедшего времени глагола "быть", указывает на действие, завершившееся в прошлом.

o Снял, водрузил, предложил, пошёл, спросил, спросила, сидела, спросил, видел, обнаружил, упала, наблюдал, спросила, заметил, упал, убежал — все эти глаголы в прошедшем времени описывают действия, которые происходили до момента повествования.

2. Настоящее время:

o Работает, является — форма настоящего времени, описывающая действие, которое происходит в данный момент (например, "работает архитектором-реставратором", "являет-ся домашним мальчиком").

3. Будущее время:

o Пойдёт, будет, может пойти, поедет — будущее время, выражающее действия, которые будут происходить после момента повествования.

Основные виды глаголов в тексте:

• Совершенный вид: Например, "снял", "предложил", "спросил" — действия, завершившиеся в момент повествования.

• Несовершенный вид: Например, "сидела", "работает" — действия, которые продолжались или происходят в процессе.

Заключение:

Автор использует разнообразие видовременных форм для передачи различных временных рамок событий (прошедшее, настоящее и будущее время), что помогает создать динамичную картину происходящего.

Спросила, является, поедет.

Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Обозначьте в них орфограммы.

Предложил, блестящие, вдали, наклонился, простирая, загорал, плавать, сбрасывай, брошу.

Объясните написание выделенных слов.

Впоследствии (наречие); архитектором-реставратором (образовано путём сложения двух равноправных слов, между которыми можно поставить союз); вдали (наречие; даль); немедленно (наречие, нет противопоставления, образовано от медленный); следующее (след, причастие образовано от глагола І спр.).