Упражнение 1 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.



Решение задачи: 1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.Решение задачи: 1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.Решение задачи: 1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.Решение задачи: 1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.Решение задачи: 1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.Решение задачи: 1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.Решение задачи: 1. Внимательно прочитайте текст. Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось.

Ниже вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:

1. Внимательно прочитайте текст.

Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось. Танюша, щурясь, столкнулась с утром, и холодок залился за рубашку. На цыпочках, вприпрыжку, отбежала обратно к постели — ещё понежиться, счастливая, что день будет сегодня хороший.

Ра(н,нн)им утром, при окне открытом, — какие думы у девушки в шестнадцать лет? Первая — день хороший, вторая — сегодня воскресенье. Вместо третьей думы — беспричи(н,нн)ая улыбка. Затем заботы: позвонить Леночке, чтобы вечером непременно пришла. И понежиться в постели хорошо, и облиться холодной водой тянет. Напившись кофе, разобрать новые ноты.

Внучка деда своего, «птичьего профессора», — сразу заметила, что пр...летели ласточки. Непр...менно сказать дедушке. Вчера их ещё (н...) было, значит, сегодня первый день настоящей весны.

Колокола, колокола, шум проснувшейся улицы и ласточкино «чирр». Жизнь впереди дли(н,нн)ая-пр...дли(н,нн)ая. И тонкими пальцами (ногти обреза(н,нн)ы низко, как у музыкантши) погладила круглеющий скат плеча, с которого упала рубашка.4 Потом сразу — ноги на коврик — и побежала к зеркалу, посмотреть на лицо. «Вовсе я (н...) безобразная!»

В шестнадцать лет девушка знает свои глаза и делает пр...зрительную гримаску, но зеркало ещё (н...) говорит ей о тайне голого плечика.

Будить дедушку — привилегия Танюши. Она стучит в дверь:

— Дедушка, вставайте! Чудесный день и новость: пр...летел и ласточки.

— Алло, Танюша, встаю, встаю...

— Как вы спали?

— Хорошо, ты как?

— Тоже хорошо. Ах, дедушка, какой день! Я велю подавать кофе.

В этот день во многих домах московских распахнулись2 утром окна, и выглянули из них лица молодые, старые, заспа(н,нн)ые, свежие, щурились, слушали колокольный воскресный перезвон. Сыпалась старая затвердевшая1 замазка с пр...липшей к ней ватой, вынимались и выливались стаканчики кислоты, подметался подокон,нн)ик, и крошки сора падали за окно. В верхние этажи солнце, воздух и колокола влетали полновесными клубами и дробились о стены, о печку, о мебель. У верующих было на душе пасхально, (н...) верующим весна пр...-несла животную радость.

(По М. Осоргину)

1. Выпишите из текста слова с пропусками и скобками, группируя их по видам орфограмм.

н/нн в разных частях речи:

- румяное (в суффиксе –ян- пишется одна н)

- ранним (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: рано + -н-)

- беспричинная (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: причин-а + -н-)

- длинная-предлинная (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: длин-а + -н-; приставка пре- имеет значение «очень»)

- обрезаны (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н)

- заспанные (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн)

- подоконник (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: окн-о + -н-)

правописание пре-/при-:

- непременно (словарное слово)

- прилетели (приставка при- имеет значение «приближение»)

- презрительную (словарное слово)

- привилегия (словарное слово)

- прилипшей (приставка при- имеет значение «присоединение»)

- принесла (приставка при- имеет значение «приближение»)

правописание не с разными частями речи:

- не было (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание)

- вовсе не (есть усилительное слово; частица не выражает отрицание признака, обозначенного исходным словом) безобразная

- не говорит (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание)

- неверующим (можно заменить синонимом: атеистам; частица не выражает отрицание признака, названного исходным словом)

2. Составьте сводную таблицу частей речи; заполните её примерами из текста. Объясните особенности авторской пунктуации в тексте.

3. Назовите части речи, к которым принадлежат выделенные слова.

- Танюша (кто?) – имя существительное

- первая (которая по счёту?) – имя числительное

- напившись (что сделав?) – деепричастие

- своего (чьего?) – притяжательное местоимение

- птичьего (какого?) – имя прилагательное

- чирр – звукоподражательное слово

- круглеющий (какой?) – причастие

- хорошо (как?) – слово категории состояния

- ах - междометие

- многих (каких?) – местоимение

- слушали (что делали?) – глагол

- верующих (кого?) – имя существительное

4. Назовите способ образования слова полновесными.

- полновесными

5. Выпишите из текста по три словосочетания с разными видами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование:

- птичьего профессора

- третьей думы

- затвердевшая замазка

Управление:

- столкнулась с утром

- в шестнадцать лет

- облиться водой

Примыкание:

- непременно пришла

- ещё не говорит

- вчера не было

6. Объясните особенности авторской пунктуации в тексте.

Объясните особенности авторской пунктуации в тексте:

Родилось утро – в белой сорочке румяное утро. (тире в данном предложении выделяет уточняющее предложение, подчёркивая его роль для понимания замысла автора)

Ранним утром, при открытом окне, - какие думы у девушки в шестнадцать лет? (тире акцентирует внимание на том, что данное высказывание является риторическим)

Внучка деда своего, «птичьего профессора», - сразу заметила, что прилетели ласточки. (тире подчёркивает причинное значение второго предложения)

Потом сразу – ноги на коврик – (тире подчёркивает быструю смену событий) и побежала к зеркалу, (запятая разделяет два глагола, которые не являются однородными, для того чтобы подчеркнуть их самостоятельность) посмотреть на лицо.

Синтаксический анализ предложения:

И [тонкими пальцами (ногти обрезаны низко, как у музыкантши) погладила круглеющий скат плеча]1, (с которого упала рубашка)2.

(1-я часть: она (что сделала?) погладила; погладила (чем?) пальцами; пальцами (какими?) тонкими; погладила (что?) скат плеча; скат плеча (какой?) круглеющий;

2-я часть: (что?) рубашка; рубашка (что сделала?) упала; упала (с чего?) с которого).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых при помощи союзного слова с которого. Придаточное (2) является придаточным определительным.

1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, осложнено вставной конструкцией, неполное (опущено подлежащее она).

2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

И [=]1, (с которого = -)2.

Морфемный и словообразовательный анализ слова:

Распахнулись

- распахнулись

Распахнулись – распахнуться

Фонетический анализ слова:

Затвердевшая

1. Затвердевшая – за-твер-де-вша-я (5 слогов; 3-й слог ударный).

2. Затвердевшая – [зътв’иэрд’эфшъй’ь]

3. В слове 12 букв: 5 гласных и 7 согласных.

4. Звукобуквенный анализ:

з – [з]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный

а – [ъ]: гласный, безударный

т – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

в – [в’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный

е – [иэ]: гласный, безударный

р – [р]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный

д – [д’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный

е – [э]: гласный, ударный

в – [ф]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

ш – [ш]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый непарный, шипящий

а – [ъ]: гласный, безударный

я – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[ь]: гласный, безударный

5. В слове 13 звуков: 5 гласных и 8 согласных.

Гласная я после другого гласного образует два звука.