Упражнение 23 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
23. Внимательно прочитайте текст. Талантливый журналист сидел за работой, смотрел в потолок, наклонялся, перо быстро бегало по бумаге, и узкие длинные листки, исписанные быстрым небрежным почерком, так и летели.



Ниже вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
23. Внимательно прочитайте текст.
Талантливый журналист сидел за работой, смотрел в потолок, наклонялся, перо быстро бегало по бумаге, и узкие длинные листки, исписанные быстрым небрежным почерком, так и летели.
— Пётр!
Входил человек, бережно и почтительно брал листки, осторожно ступая, уносил в типографию. Журналист потянулся и опять посмотрел в потолок.
— Нда-а!.. Случай нужен.
Приятель, сидевший у окна, посасывал пахучую сигару.
— А?
— Ничего... случай, говорю, нужен какой-нибудь. У меня, видишь ли, на каждую тему — случай из жизни. Необходимо.
Фельетонист снова небрежно стал бегать по бумаге.
— Пожар волжского парохода... Гм... гм... чтобы это?.. Человеческие жертвы, всё такое... чтобы это... Разве об утонугии2 каком-нибудь таком-этаком, особенном... Нда... Ну вот «Вера», скажем, ага... отлично!..
И, сунув в чернила перо, он опять бойко и торопливо стал бегать по бумаге.
— Мне вспоминается почти тождественная гибель парохода «Вера» в восьмидесятых годах. Молодой человек, один из спасшихся пассажиров, рассказывал мне об этом.
Журналист откинулся на минутку на спинку кресла, побарабанил по столу.
— Пётр!
Через некоторое время принесли корректуру. Приятель, пуская синий дымок сигары, тоже интересуется и просматривает гранки. Лицо его расплывается.
— Э, милый, ну скажи откровенно: ведь... врёшь?
— Вру, — с невыразимым спокойствием проговорил журналист.
Он поправил слегка воротник на шее, потом заложил за спину руки и прошёлся по комнате.
— Видишь ли, — заговорил он спокойно и самоуверенно, — случаи, мои собственные случаи, я выдумываю, то есть попросту вру. Есть враньё пошловатое, бесцельное, ненужное или преследующее мелкие, пошлые цели. Это — враньё дураков, посредственностей и пошляков. Есть ложь вдохновенная, талантливая, ложь, от которой загораются глаза, ложь, от которой бьются сердца. Это — ложь великих вождей. Есть, наконец, ложь — тонкая артистическая3 резьба. Это — ложь артиста, художника, творца. Он, как орнамент, кладёт её тонким резцом на факты, и голые, костлявые, грубые в своей простоте и неинтересные факты вырастают перед толпой, на которую истинный художник смотрит как на стадо, причудливо узорчатым рисунком, поражающим и приковывающим глаз. Если хочешь запечатлеть в умах, солги, но солги, как художник, солги талантливо, а не как бездарность. Нет, ложь, выдумка имеют такие же права гражданства, как и добродетельная правда. Одно только условие: лги талантливо. Кто врёт талантливо — художник, кто врёт бездарно — лгун. Это раз.
Второе — по нынешним временам правдой не проживёшь.
— Но, милый, ты смешиваешь разные вещи. Выдумка, что собственно есть ложь, вполне уместна и имеет полный raison d’etre* в так называемой художественной литературе: в публицистике же... согласись, это отдаёт глубоким неуважением к читателю.
— А кто же тебе сказал, что я его уважаю? Я его глубоко презираю. Разные бездарные поэты вечно кричат, что презирают толпу. Крикуны.
Я этого ни-ког-да не позволю себе сказать читателю. Но я глубоко презираю его самым делом, самым процессом творчества, своей литературной деятельностью: я ему лгу. Я презираю его за то, что он не может подойти к голому факту, как бы он ужасен ни был, что ему нужен орнамент, форма, украшения. Я презираю его за то, что лгу талантливо, что это порабощает его, что это сходит мне безнаказанно. Я его презираю за то, что лгу.
Он снова сел за стол, и бойкое «скрип-скрип» вновь зазвучало. Пётр же то и дело входил в комнату и таскал в типографию узкие длинные листы «с собственными случаями из жизни».
(По А. Серафимовичу)
1. Определите лексическое значение выделенных слов.
Корректура – исправление ошибок, замеченных в оттиске с типографского набора, в свёрстанном тексте и т. п.
Гранка – 1. Столбец набора с произвольным числом (обычно от 50 до 100) строк, не свёрстанный в страницы. 2. Оттиск, полученный со столбца набора, используемый для исправления ошибок.
2. Выпишите предложения, в которых употреблены междометия; сделайте морфологический разбор одного из них.
Выпишите предложения, в которых употреблены междометия:
Нда-а!.. Случай нужен.
А?
Гм... гм... чтобы это?..
Ндаа...
Ну вот «Вера», скажем, ага... отлично!..
Э, милый, ну скажи откровенно: ведь... врёшь?
Сделайте их морфологический разбор:
Нда-а
1. Нда-а – междометие
2. Неизменяемое,
3. Первообразное
4. Эмоциональное
5. Не является членом предложения.
А
1. А – междометие
2. Неизменяемое,
3. Первообразное
4. Эмоциональное
5. Не является членом предложения.
Гм
1. Гм – междометие
2. Неизменяемое,
3. Первообразное
4. Эмоциональное
5. Не является членом предложения.
Ага
1. Ага – междометие
2. Неизменяемое,
3. Первообразное
4. Эмоциональное
5. Не является членом предложения.
Э
1. Э – междометие
2. Неизменяемое,
3. Первообразное
4. Эмоциональное
5. Не является членом предложения.
3. Найдите в тексте звукоподражательное слово; объясните, чем оно по функции отличается от междометий.
Найдите в тексте звукоподражательное слово.
Звукоподражательное слово – скрип-скрип
Объясните, чем оно по функции отличается от междометия.
Звукоподражательное слово по функции отличается от междометия тем, что оно передаёт звук, который издаёт определённый предмет (движение пера по бумаге), а междометия передают эмоции и чувства.
4. Укажите в тексте предложения, осложнённые обращениями; объясните пунктуацию при них.
Пётр! (обращение произносится с восклицательной эмоциональной интонацией, поэтому выделяется восклицательным знаком)
Э, милый, ну скажи откровенно: ведь... врёшь? (обращение с двух сторон выделяется запятыми)
Но, милый, ты смешиваешь разные вещи. (обращение с двух сторон выделяется запятыми)
Морфемный и словообразовательный анализ слова:
Утонутии
- утонутии
Утонутии – утонутие
Морфологический анализ слова:
Артистическая
1. Артистическая – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая?).
2. Начальная форма: артистический.
3. Постоянные признаки:
- качественное (в переносном значении)
4. Непостоянные признаки:
- полная форма
- женский род
- единственное число
- именительный падеж
5. В предложении является определением (резьба (какая?) артистическая).
