Упражнение 23 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

23. Внимательно прочитайте текст. Талантливый журналист сидел за работой, смотрел в потолок, наклонялся, перо быстро бегало по бумаге, и узкие длинные листки, исписанные быстрым небрежным почерком, так и летели.



Решение задачи: 23. Внимательно прочитайте текст. Талантливый журналист сидел за работой, смотрел в потолок, наклонялся, перо быстро бегало по бумаге, и узкие длинные листки, исписанные быстрым небрежным почерком, так и летели.Решение задачи: 23. Внимательно прочитайте текст. Талантливый журналист сидел за работой, смотрел в потолок, наклонялся, перо быстро бегало по бумаге, и узкие длинные листки, исписанные быстрым небрежным почерком, так и летели.Решение задачи: 23. Внимательно прочитайте текст. Талантливый журналист сидел за работой, смотрел в потолок, наклонялся, перо быстро бегало по бумаге, и узкие длинные листки, исписанные быстрым небрежным почерком, так и летели.

Ниже вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:

23. Внимательно прочитайте текст.

Талантливый журналист сидел за работой, смотрел в потолок, наклонялся, перо быстро бегало по бумаге, и узкие длинные листки, исписанные быстрым небрежным почерком, так и летели.

— Пётр!

Входил человек, бережно и почтительно брал листки, осторожно ступая, уносил в типографию. Журналист потянулся и опять посмотрел в потолок.

— Нда-а!.. Случай нужен.

Приятель, сидевший у окна, посасывал пахучую сигару.

— А?

— Ничего... случай, говорю, нужен какой-нибудь. У меня, видишь ли, на каждую тему — случай из жизни. Необходимо.

Фельетонист снова небрежно стал бегать по бумаге.

— Пожар волжского парохода... Гм... гм... чтобы это?.. Человеческие жертвы, всё такое... чтобы это... Разве об утонугии2 каком-нибудь таком-этаком, особенном... Нда... Ну вот «Вера», скажем, ага... отлично!..

И, сунув в чернила перо, он опять бойко и торопливо стал бегать по бумаге.

— Мне вспоминается почти тождественная гибель парохода «Вера» в восьмидесятых годах. Молодой человек, один из спасшихся пассажиров, рассказывал мне об этом.

Журналист откинулся на минутку на спинку кресла, побарабанил по столу.

— Пётр!

Через некоторое время принесли корректуру. Приятель, пуская синий дымок сигары, тоже интересуется и просматривает гранки. Лицо его расплывается.

— Э, милый, ну скажи откровенно: ведь... врёшь?

— Вру, — с невыразимым спокойствием проговорил журналист.

Он поправил слегка воротник на шее, потом заложил за спину руки и прошёлся по комнате.

— Видишь ли, — заговорил он спокойно и самоуверенно, — случаи, мои собственные случаи, я выдумываю, то есть попросту вру. Есть враньё пошловатое, бесцельное, ненужное или преследующее мелкие, пошлые цели. Это — враньё дураков, посредственностей и пошляков. Есть ложь вдохновенная, талантливая, ложь, от которой загораются глаза, ложь, от которой бьются сердца. Это — ложь великих вождей. Есть, наконец, ложь — тонкая артистическая3 резьба. Это — ложь артиста, художника, творца. Он, как орнамент, кладёт её тонким резцом на факты, и голые, костлявые, грубые в своей простоте и неинтересные факты вырастают перед толпой, на которую истинный художник смотрит как на стадо, причудливо узорчатым рисунком, поражающим и приковывающим глаз. Если хочешь запечатлеть в умах, солги, но солги, как художник, солги талантливо, а не как бездарность. Нет, ложь, выдумка имеют такие же права гражданства, как и добродетельная правда. Одно только условие: лги талантливо. Кто врёт талантливо — художник, кто врёт бездарно — лгун. Это раз.

Второе — по нынешним временам правдой не проживёшь.

— Но, милый, ты смешиваешь разные вещи. Выдумка, что собственно есть ложь, вполне уместна и имеет полный raison d’etre* в так называемой художественной литературе: в публицистике же... согласись, это отдаёт глубоким неуважением к читателю.

— А кто же тебе сказал, что я его уважаю? Я его глубоко презираю. Разные бездарные поэты вечно кричат, что презирают толпу. Крикуны.

Я этого ни-ког-да не позволю себе сказать читателю. Но я глубоко презираю его самым делом, самым процессом творчества, своей литературной деятельностью: я ему лгу. Я презираю его за то, что он не может подойти к голому факту, как бы он ужасен ни был, что ему нужен орнамент, форма, украшения. Я презираю его за то, что лгу талантливо, что это порабощает его, что это сходит мне безнаказанно. Я его презираю за то, что лгу.

Он снова сел за стол, и бойкое «скрип-скрип» вновь зазвучало. Пётр же то и дело входил в комнату и таскал в типографию узкие длинные листы «с собственными случаями из жизни».

(По А. Серафимовичу)

1. Определите лексическое значение выделенных слов.

Корректура – исправление ошибок, замеченных в оттиске с типографского набора, в свёрстанном тексте и т. п.

Гранка – 1. Столбец набора с произвольным числом (обычно от 50 до 100) строк, не свёрстанный в страницы. 2. Оттиск, полученный со столбца набора, используемый для исправления ошибок.

2. Выпишите предложения, в которых употреблены междометия; сделайте морфологический разбор одного из них.

Выпишите предложения, в которых употреблены междометия:

Нда-а!.. Случай нужен.

А?

Гм... гм... чтобы это?..

Ндаа...

Ну вот «Вера», скажем, ага... отлично!..

Э, милый, ну скажи откровенно: ведь... врёшь?

Сделайте их морфологический разбор:

Нда-а

1. Нда-а – междометие

2. Неизменяемое,

3. Первообразное

4. Эмоциональное

5. Не является членом предложения.

А

1. А – междометие

2. Неизменяемое,

3. Первообразное

4. Эмоциональное

5. Не является членом предложения.

Гм

1. Гм – междометие

2. Неизменяемое,

3. Первообразное

4. Эмоциональное

5. Не является членом предложения.

Ага

1. Ага – междометие

2. Неизменяемое,

3. Первообразное

4. Эмоциональное

5. Не является членом предложения.

Э

1. Э – междометие

2. Неизменяемое,

3. Первообразное

4. Эмоциональное

5. Не является членом предложения.

3. Найдите в тексте звукоподражательное слово; объясните, чем оно по функции отличается от междометий.

Найдите в тексте звукоподражательное слово.

Звукоподражательное слово – скрип-скрип

Объясните, чем оно по функции отличается от междометия.

Звукоподражательное слово по функции отличается от междометия тем, что оно передаёт звук, который издаёт определённый предмет (движение пера по бумаге), а междометия передают эмоции и чувства.

4. Укажите в тексте предложения, осложнённые обращениями; объясните пунктуацию при них.

Пётр! (обращение произносится с восклицательной эмоциональной интонацией, поэтому выделяется восклицательным знаком)

Э, милый, ну скажи откровенно: ведь... врёшь? (обращение с двух сторон выделяется запятыми)

Но, милый, ты смешиваешь разные вещи. (обращение с двух сторон выделяется запятыми)

Морфемный и словообразовательный анализ слова:

Утонутии

- утонутии

Утонутии – утонутие

Морфологический анализ слова:

Артистическая

1. Артистическая – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая?).

2. Начальная форма: артистический.

3. Постоянные признаки:

- качественное (в переносном значении)

4. Непостоянные признаки:

- полная форма

- женский род

- единственное число

- именительный падеж

5. В предложении является определением (резьба (какая?) артистическая).