Параграф 3 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)

§ 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.



Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.Решение задачи: § 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом? Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г.

Ниже вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:

§ 3. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы

Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом?

Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г. стали сокращаться. Главной причиной стала начатая по инициативе США и их союзников холодная война, всплеск антисоветизма и маккартизма, распространившихся во всех сферах западного общества. Американский сенатор Дж. Маккарти с параноидальным упорством заявлял, что коммунисты хотят захватить власть в США. Из американских библиотек изымались книги «просоветского» содержания. Страну охватил антисоветский психоз. Шла «охота на ведьм» — заподозренных в левых взглядах заносили в «чёрные списки», выгоняли с работы. Это коснулось всех — от видных американских учёных до кинозвёзд Голливуда. Со своей стороны, в Кремле развернули кампанию по борьбе с «западным влиянием» на отечественную культуру.

Приведите не менее двух доказательств того, что в послевоенные годы в СССР произошло усиление идеологического контроля.

В августе 1946 г. по инициативе А. Жданова (курировавшего в партии сферу идеологии) вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Эти издания обвинялись в пропаганде чуждых концепций и «безыдейных» произведений.

Критике подверглись писатель Михаил Зощенко и поэтесса Анна Ахматова, обвинённые в «пошлости» и «упадочничестве».

В том же году Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» резко осудило излишнее внимание к пьесам западных авторов. Был снят с проката ряд кинофильмов режиссёров В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и др. Композиторам С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу, В. Мурадели и др. приписывались «декадентские тенденции» и «пренебрежение традициями».

Вспомните имена героев — участников подпольной орга-низации, которой посвящено данное произведение. В чём заключался их подвиг?

Героями подпольной организации «Молодая гвардия» являются Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Ульяна Громова и Иван Земнухов.

Их подвиг заключался в распространении листовок, подрыве немецкой техники, а также в организации актов саботажа, несмотря на молодость и угрозу смерти. В конечном итоге многие члены «Молодой гвардии» были схвачены и казнены, но их героизм стал символом мужества и сопротивления.

Как вы думаете, почему данный кинофильм пользовался большой популярностью у зрителей в послевоенные годы?

Фильм «Кубанские казаки» пользовался большой популярностью у зрителей в послевоенные годы, так как он создавал атмосферу оптимизма и радости, столь нужную в период восстановления после войны. Фильм дарил людям надежду на лучшее будущее и укреплял веру в возможность скорого преодоления всех трудностей, что делало его особенно востребованным в то время.

1. Перечислите наиболее известные литературные произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, которые были созданы в 1945—1953 гг. Назовите их авторов.

А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», посвящённый подвигу юношей и девушек из подпольной организации советской молодёжи в Краснодоне.

Одной из первых художественных книг о войне, созданной непосредственным участником событий, стала повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

2. Почему послевоенный период в истории отечественного кино часто называют «малокартиньем»? Каковы были причины «малокартинья»?

Из-за недостаточности материально-технической базы в прокат выходило относительно немного фильмов, но те, что появлялись на экранах, вызывали, как правило, огромный интерес у зрителей: музыкальная комедия «Кубанские казаки» (1950 г., реж. И. Пырьев); военная драма «Подвиг разведчика» (1947 г., реж. Б. Барнет); фильм-сказка «Золушка» (1947 г., реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро) и др. В кинотеатрах демонстрировались и так называемые трофейные ленты: американские, английские, французские фильмы, попавшие в СССР из киноархивов поверженной Германии.

Выделите основные направления развития науки в послевоенном СССР.

Первоочередное внимание уделялось ядерной физике, использованию атомной энергии в мирных целях, ракетостроению, реактивной авиации, радиотехнике, электронике и т. п.

В 1950 г. Сталин лично принял участие в дискуссии по языкознанию, в ходе которой говорилось о развитии многонационального СССР, формировании единого советского народа.

В области истории выходили работы, посвящённые борьбе России и СССР за независимость, в том числе биографии русских князей, царей, полководцев, творческих деятелей и др.

Какой вид спорта в послевоенном СССР пользовался особой любовью? Как вы думаете, почему?

Особой любовью пользовался футбол. Люди с нетерпением ждали очередной игры своих любимых команд — «Динамо», «Спартака», ЦДСА, «Торпедо» и др. Именно в те годы начиналась блистательная карьера лучшего вратаря мира Льва Яшина.

Футбол не требовал дорогого оборудования — достаточно было мяча и небольшой площадки. Это делало его доступным для людей всех возрастов и социальных слоёв, и он легко становился частью дворовой культуры.

1. В чём проявлялось усиление идеологического контроля над советской культурой в 1945—1953 гг.? Кто из деятелей искусства подвергся гонениям в этот период? В чём заключались выдвинутые против них обвинения?

После войны идеологический контроль над культурой в СССР усилился. Партия жёстко регулировала культурную сферу, требуя, чтобы все произведения искусства отражали официальные ценности и идеалы. Это означало, что литература, кино, театр и музыка должны были прославлять социализм, демонстрировать верность коммунистическим идеям и отвращение к «буржуазным» влияниям.

В этот период подверглись гонениям такие деятели искусства, как Анна Ахматова и Михаил Зощенко, которых обвиняли в «формализме» и «антисоветской» позиции. Музыкантов Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева критиковали за отход от «правильных» идеалов в музыке. Основные обвинения сводились к «космополитизму» и «низкопоклонству перед Западом».

2. Как международная обстановка влияла на усиление идеологического контроля в СССР? С вашей точки зрения, было ли это оправдано?

Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г. стали сокращаться. Главной причиной стала начатая по инициативе США и их союзников холодная война, всплеск антисоветизма и маккартизма, распространившихся во всех сферах западного общества. Американский сенатор Дж. Маккарти с параноидальным упорством заявлял, что коммунисты хотят захватить власть в США. Из американских библиотек изымались книги «просоветского» содержания. Страну охватил антисоветский психоз. Шла «охота на ведьм» — заподозренных в левых взглядах заносили в «чёрные списки», выгоняли с работы. Это коснулось всех — от видных американских учёных до кинозвёзд Голливуда.

Со своей стороны, в Кремле развернули кампанию по борьбе с «западным влиянием» на отечественную культуру.

3. С помощью дополнительных источников информации составьте афишу с репертуаром советских кинотеатров послевоенного времени. Напишите в тетради рецензию на один из фильмов, представленных в вашей афише.

Для создания афиши с репертуаром послевоенного времени можно использовать такие фильмы, как «Молодая гвардия» (1948), «Сельский врач» (1951), «Кубанские казаки» (1950) и «Светлый путь» (1940).

Пример рецензии на фильм «Кубанские казаки».

Это картина о мирной жизни советских колхозников, созданная в оптимистичных красках. Фильм выделяется радостью и дружбой героев, символизируя надежду на лучшее будущее. Несмотря на критику за «лакировку» реальности, фильм вселял в зрителей веру и уверенность в светлое будущее, став важной частью культурного облика той эпохи.

4. Создайте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) на одну из тем: «Турне футбольной команды „Динамо“ (Москва) по Великобритании в 1945 г.» или «Достижения сборной СССР на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки».

(Ссылка на презентацию ниже.)

5. Напишите эссе о первом советском чемпионе мира по шахматам Михаиле Ботвиннике (отразите его вклад в становление советской шахматной школы).

Михаил Ботвинник, первый советский чемпион мира по шахматам, сыграл огромную роль в развитии шахматной школы СССР. Он не только завоевал титул, но и создал систему подготовки, которая способствовала становлению многих выдающихся советских шахматистов. Его вклад обеспечил СССР лидирующие позиции в шахматном мире, а его исследования стали основой для целой эпохи в шахматах.

6. Выясните, какие футбольные команды существовали в вашем регионе в послевоенное время. Каких спортивных результатов они добились?

В послевоенные годы в различных регионах существовали футбольные команды, которые внесли вклад в развитие советского спорта. Например, команда «Уралмаш» (ныне «Урал») в Екатеринбурге была популярной и достигала определённых успехов на региональных и союзных соревнованиях.

7*. На рубеже 1940—1950-х гг. в СССР и США усилился процесс идеологического контроля над сферами культуры и науки. Приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данный процесс повлиял на внутреннюю политику обоих государств: один аргумент для СССР и один — для США. При изложении аргументов обязательно используйте историчес-кие факты. Ответ запишите в тетради в следующем виде.

Аргумент для СССР: Усиление идеологического контроля привело к репрессиям и гонениям деятелей искусства и науки. Примером можно считать кампанию против «космополитизма», когда учёных и деятелей культуры обвиняли в связях с Западом, что негативно сказалось на развитии науки и искусства.

Аргумент для США: В США в тот же период также нарастал идеологический контроль, связанный с «охотой на ведьм», организованной сенатором Джозефом Маккарти. Это движение стремилось выявить «коммунистическую угрозу» и подвергало преследованию многих деятелей кино и искусства, что также создало атмосферу страха и цензуры.

Расположите в хронологической последовательности исто-рические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последо-вательности.

1) завоевание М. Ботвинником титула чемпиона мира по шахматам – 1948 г

2) создание Академии художеств СССР – 1947 г

3) Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» – 1946 г

4) участие советской сборной на Олимпийских играх в Хельсинки – 1952 г

Ответ: 3, 2,4, 1

Прочитайте отрывок из воспоминаний секретаря ЦК КПСС Д. Шепилова. Ответьте на вопросы и выполните задание.

1. Какие ожидания после войны существовали в советском обществе?

В обществе ожидали улучшения уровня жизни, доступности комфортного жилья, качественной еды и одежды. Люди хотели «пожинать плоды своей победы» и стремились к условиям жизни, которые видели за границей: «Люди хотят жить лучше: иметь хорошие квартиры... хорошо питаться, хорошо одеваться».

2. Почему, с точки зрения автора, важна была идеологическая работа?

Автор считает, что идеологическая работа была важна для сохранения устойчивости и направления страны. Он видит угрозу в аполитичности и «безыдейности» среди населения, которые могли «вести в трясину», ослабляя общество и ставя под угрозу будущее государства: «Настроения аполитичности, безыдейности очень опасны для судеб нашей страны». Идеология должна была поддерживать верность социалистическим ценностям и укреплять единство страны

3. Докажите цитатами из текста, что данный исторический источник создан в период идеологического противостояния СССР со странами Запада.

«Теперь империализм будет всё настойчивей разворачивать против нас идеологическое наступление. Тут нужно держать порох сухим» — это подтверждает, что автор видит в капиталистическом мире, особенно в западных странах, угрозу для СССР.

«А такие настроения становятся ещё опаснее, когда они дополняются угодничеством перед Западом: „Ах, Запад!“, „Ах, демократия!“» — здесь подчеркивается негативное отношение к западному образу жизни и идеям.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами

Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г. стали сокращаться. Главной причиной стала начатая по инициативе США и их союзников холодная война, всплеск антисоветизма и маккартизма, распространившихся во всех сферах западного общества. Американский сенатор Дж. Маккарти с параноидальным упорством заявлял, что коммунисты хотят захватить власть в США. Из американских библиотек изымались книги «просоветского» содержания. Страну охватил антисоветский психоз. Шла «охота на ведьм» — заподозренных в левых взглядах заносили в «чёрные списки», выгоняли с работы. Это коснулось всех — от видных американских учёных до кинозвёзд Голливуда. Со своей стороны, в Кремле развернули кампанию по борьбе с «западным влиянием» на отечественную культуру.