Параграф 1 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)

Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?



Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?Решение задачи: Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в. Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?

Ниже вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:

Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?

• Начало Холодной войны

• Изменение политических режимов в Европе

• Начало экономических реформ и появление рыночных отношений

• Расширение влияния СССР в странах Восточной Европы

• «Бархатные революции»

• Холодная война

§ 1. Начало холодной войны и формирование биполярной системы

Каковы были причины холодной войны?

• Идеологическое противостояние коммунизма и рыночной экономики

• Передел сфер влияния после Второй мировой войны

• Нежелание США упустить влияние и власть

• Развитие вооружения

• Стремление обоих идеологий расширяться

В чем была главная причина противостояния между СССР и странами Запада после Второй мировой войны?

Решающая роль Советского Союза в Победе во Второй мировой войне притягивала к нему симпатии огромного числа стран. Курс Москвы на поддержку антиколониального движения способствовал национально-освободительному движению в Европе, Азии и Африке. Просоветское партизанское движение развернулось в Греции, Китае, Вьетнаме и в других странах.

США и их союзники, стремясь сохранить своё господство в мире, противодействовали росту влияния и авторитета СССР в международном сообществе.

Объясните смысл карикатуры.

Смысл карикатуры заключается в том, что прическа похожа на взрыв от ядерной бомбы. Это отсылает к тому, что результатом холодной войны будет применение ядерного оружия.

1. Что такое доктрина Трумэна?

Президент США Г. Трумэн заявил о готовности проводить по всему миру политику «сдерживания» в отношении СССР. Эта концепция получила название «доктрина Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между бывшими союзниками.

2. Как план Маршалла помог укрепить позиции США в Западной Европе?

В апреле 1948 г. 17 европейских стран согласились с планом Маршалла, согласно которому им предоставлялась помощь в размере 17 млрд долл.

По сути план Маршалла обеспечивал экономическую гегемонию США в западной части Европы. Это позволило американской промышленности и сельскому хозяйству поддерживать высокие темпы развития. Финансовая помощь привязывалась к закупкам из США машин, продуктов питания, предметов потребления и т. п. Выигрывала, прежде всего, сама экономика Соединённых Штатов, получавшая дополнительные рынки сбыта.

1. Что общего и чем различались события, происходившие в странах Восточной Европы во второй половине 1940-х гг.?

Общее

• СССР помогал странам Восточной Европы с продовольствием, ресурсами и восстановлением хозяйства

• В странах Восточной Европы к власти пришли просоветские партии

• В странах Восточной Европы западные страны пытались сместить просоветское правительство

Различия

• В Польше существовали антикоммунистические образования

• В Польше были распространены миграционные потоки

• В Румынии некоторое время сохранялся монархический строй

2. Где коммунисты столкнулись с наиболее серьёзным сопротивлением? Почему?

В послевоенной Польше действовали антикоммунистические формирования, в том числе вооружённые группы сторонников Армии Крайовой (АК) со штаб-квартирой в Англии. От организованных ею терактов погибли десятки тысяч активистов новой власти. Борьба с АК, которую поддерживали западные спецслужбы, затянулась на несколько лет.

Советские войска были выведены сразу же после того, как правительство возглавил коммунист К. Готвальд в Чехословакии. Однако правые партии не оставляли надежду прийти к власти. Одновременно американская и британская разведки через свою агентуру уговорили президента Э. Бенеша открыть западную границу Чехословакии, через которую в страну переправлялось оружие и боеприпасы для мятежников. В феврале 1948 г. социал-демократы вышли из правительства и призвали своих сторонников к сопротивлению. Страна оказалась на пороге гражданской войны. Благодаря действиям чехословацких и советских спецслужб было арестовано около 400 подготовленных на Западе боевиков. Министр обороны Л. Свобода, воевавший в составе Красной Армии, заявил президенту Бенешу, что не будет сражаться с коммунистами. Бенеш, оставшись без поддержки армии, передал власть компартии.

1. Почему не были выполнены решения конференций «Большой тройки» о создании мирной единой Германии?

Решения конференций «Большой тройки» о создании мирной единой Германии не были выполнены, так как Германия была поделена на сферы влияния между США, СССР, Великобританией и Францией. После начала противостояния и развития холодной войны идеологическое противостояние между странами усилилось. США, Великобритания и Франция в нарушение соглашений объединили свои зоны. СССР не хотел объединять свою зону.

2. Чем определялись различия в развитии ФРГ и ГДР в первые годы их существования?

В мае 1949 г. на базе объединённой западной зоны оккупации возникла Федеративная Республика Германия (ФРГ).

Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным с ФРГ. В октябре 1949 г. в советской зоне оккупации создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Власть в ней получила Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в результате слияния коммунистической партии и просоветской части социал-демократической партии.

Западные союзники прекратили взимать репарации с ФРГ и начали оказывать ей экономическую помощь.

1. В чём заключались причины советско-югославского конфликта?

Югославские коммунисты, ощущая свою силу, претендовали на определённую самостоятельность и получение своей сферы влияния на Балканах. Вместе с лидером Болгарии Г. Димитровым они договорились о создании федерации балканских народов. Решение было принято без одобрения Сталина, что вызвало его недовольство.

2. Какие последствия имел конфликт СССР с Югославией для европейских стран, оказавшихся в советской сфере влияния?

Совещание партий, входивших в Коминформ, поддержало Сталина, но некоторые лидеры, например польский руководитель B. Гомулка, пытались предотвратить окончательный разрыв с Югославией и вступились за Тито. Сталин увидел в этом угрозу нового раскола. Гомулка был снят с государственных постов.

1. Как начало холодной войны повлияло на внутриполи-тическое развитие США и других западных стран?

В странах Запада, прежде всего в США, начались репрессии, направленные против инакомыслящих. Эти события получили наименование «охота на ведьм».

2. Какими способами осуществлялась «охота на ведьм»?

В 1948 г. президент Г. Трумэн начал проверку государственных служащих на политическую благонадёжность. Из государственного аппарата изгоняли всех симпатизировавших СССР. Преследовались известные политические и культурные деятели, в том числе Ч. Чаплин, Б. Брехт, П. Робсон, многие деятели Голливуда. Актёров и режиссёров заносили в «чёрный список».

Аналогичные «расследования» проводились подкомитетом Сената США во главе с сенатором Дж. Маккарти. Маккарти составил список из 3 тыс. чиновников (в том числе из Госдепартамента США), обвинённых в неблагонадёжности.

Из библиотек изъяли 30 тыс. наименований книг, которые посчитали прокоммунистическими. Имя сенатора стало символом политической реакции, которая вошла в историю как «маккартизм».

Во время «маккартизма» унизительным допросам подвергли миллионы американцев – чиновников, учёных, артистов, общественных деятелей.

1. Используя карту, сравните границы, установленные после Второй мировой войны, с теми, что существовали в соответствии с Версальским договором. Какими причинами были вызваны изменения?

После Версальского договора (1919) Германия потеряла значительные территории, включая Эльзас и Лотарингию (Франция), Познань и Западную Пруссию (Польша), а также Саарский бассейн под международное управление. Австро-Венгрия была разделена на несколько государств, а Польша восстановлена как независимое государство.

После Второй мировой войны границы Европы изменились вновь. Польша получила восточные территории Германии (Силезия, Померания, часть Пруссии). СССР расширил свои границы, включая присоединение части Польши и Прибалтики. Германия была разделена на оккупационные зоны, что привело к созданию двух немецких государств — ФРГ и ГДР. Эти изменения были вызваны стремлением союзников ослабить Германию, компенсировать потери СССР и стабилизировать Европу.

2. Холодная война была неизбежна. Согласны ли вы с этим утверждением. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие это суждение.

Аргументы "за":

• Холодная война была обусловлена противоположными идеологиями США (капитализм) и СССР (коммунизм)

• Холодная война была обусловлена конкуренцией за влияние в послевоенном мир

• Оба блока видели друг в друге угрозу своему существованию и стремились к глобальному доминированию

• Ялтинская конференция продемонстрировала, что даже во время союза у держав были серьёзные разногласия по вопросам устройства послевоенной Европы

Аргументы "против":

• Холодная война могла быть предотвращена при условии большего взаимопонимания между лидерами США и СССР.

3. Почему коммунистам не удалось победить в странах Западной Европы?

После Второй мировой войны в странах Западной Европы, таких как Франция и Италия, коммунистические партии имели значительное влияние. Однако победить им не удалось из-за активной поддержки США некоммунистических партий в рамках плана Маршалла, что стимулировало экономическое восстановление. Также большое значение имела антисоветская риторика и усиливающаяся «железная завеса», которая создавала страх перед советским влиянием.

4. Можно ли считать советско-югославский конфликт составной частью холодной войны? Своё мнение обоснуйте.

Советско-югославский конфликт (1948) стал частью глобального идеологического и политического противостояния между Западом и Востоком несмотря на то, что происходил внутри социалистического лагеря. Югославия, под руководством Иосипа Броз Тито, стремилась к большей самостоятельности и не соглашалась с доминирующей ролью СССР в Восточной Европе.

5. В исторической науке до сих пор остаётся спорным вопрос о расколе Германии. Как вы считаете, был ли этот процесс неизбежным, или можно было сохранить целостность немецкого государства? Обоснуйте свою точку зрения.

После войны Германия оказалась в эпицентре противостояния между Западом и Востоком. США и Великобритания стремились построить капиталистическое государство на своей территории оккупации, в то время как СССР был заинтересован в создании социалистического режима. Идеологические противоречия и различные экономические подходы сделали невозможным создание единой Германии, особенно после введения плана Маршалла.

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

• речь У. Черчилля в Фултоне – 1946 г

• принятие плана Маршалла – 1947 г

• образование ГДР – май 1949 г

• образование ФРГ – октябрь 1949 г

Объясните смысл понятия «экспансия».

Экспансия — это процесс расширения влияния, территории или сферы контроля одного государства, народа или группы за счёт других.

Укажите примеры проявления экспансии в истории.

Российская империя активно расширялась, присоединяя Сибирь, Дальний Восток, Центральную Азию и Кавказ. Этот процесс был частью её стремления к увеличению своей территории и влияния в Евразии.

Нацистская Германия под руководством Адольфа Гитлера начала военную экспансию в Европу, захватив Польшу, Францию, Чехословакию и многие другие страны. Эта экспансия привела ко Второй мировой войне.

Прочитайте отрывки из двух документов и выполните задания.

1) Определите цели этих документов.

Оба договора — Североатлантический (НАТО) и Варшавский — нацелены на создание системы коллективной безопасности и обороны. Их ключевая цель заключается в защите участников договоров от вооружённого нападения и в поддержании мира и безопасности в Европе и Северной Америке, следуя принципам, изложенным в Уставе ООН.

2) Сравните основные положения. Что в них общего и в чём различие?

Общие черты:

• Приверженность мирным способам разрешения конфликтов

• Оба договора предполагают коллективную самооборону в случае вооружённого нападения на одного из участников

• В обоих договорах предусмотрено немедленное информирование Совета Безопасности ООН о предпринятых мерах в случае нападения и прекращение этих мер

Различия:

• НАТО ориентирован на защиту государств Северной Америки и Европы, Варшавский договор охватывает только европейские государства

• НАТО появился как реакция на угрозу со стороны социалистических стран и СССР, Варшавский договор создан в ответ на появление НАТО, чтобы противостоять угрозам со стороны Западных стран

• В рамках НАТО принимаются решения о коллективных мерах, Государства — участники Варшавского договора обязаны консультироваться и принимать меры коллективно в ответ на нападение

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, назвав 2-3 причины.

• Идеологическое противостояние коммунизма и рыночной экономики

• Передел сфер влияния после Второй мировой войны

• Нежелание США упустить влияние и власть

• Развитие вооружения

• Стремление обоих идеологий расширяться