Параграф 47 ГДЗ Сивоглазов Каменский 8 класс (Биология)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Каменский, Сарычева 8 класс, Просвещение:

§47. ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ. РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

Что такое оплодотворение?

Оплодотворение — это процесс слияния двух гамет (женской яйцеклетки и мужского сперматозоида), в результате чего образуется оплодотворенное яйцо — зигота.

Как проходит эмбриональный период развития человека? Каковы особенности постэмбрионального периода развития человека?

Эмбриональный период начинается в момент оплодотворения и заканчивается рождением ребенка. Длится он 40 недель. После оплодотворения образовавшаяся зигота начинает дробиться. Образующиеся клетки не расходятся, а располагаются в один слой. Формируется микроскопический полый шарик — бластула.

На 4–6-е сутки после оплодотворения бластула попадает в матку. Около двух дней зародыш находится в полости матки, на 5–7-е сутки он внедряется в её стенку и погружается в слизистую оболочку. С этого момента начинается зародышевый период внутриутробного развития.

К 6-й педеле с момента оплодотворения эмбрион уже представляет собой маленького человечка. И хотя длина тела у него чуть больше одного сантиметра, на ручках и ножках видны пальцы, а сердце начинает биться.

На 5-м месяце беременности мать начинает ощущать движения плода. К концу эмбрионального периода развития плод имеет массу тела около 3 кг и длину около 50 см. В это время эмбрион способен улыбаться, реагирует на музыку, хорошо различает голос отца и даже может радоваться ему.

К концу 9-го месяца развития эмбрион поворачивается головой вниз и всё сильнее давит на стенки матки.

В постэмбриональном развитии человека различают: период новорождённого, грудной возраст, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период, зрелый, пожилой и старческий возраст.

Думай, делай выводы, действуй

Проверь свои знания

1. Какие позвоночные животные рождают детёнышей живыми и выкармливают их молоком?

Млекопитающие рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.

2. Какие этапы различают в эмбриональном периоде развития?

В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: бластула, зародыш, плод.

3. Какие этапы различают в постэмбриональном периоде развития?

В постэмбриональном периоде развития различают грудной период, раннее детство, дошкольный этап, школьный этап.

4. Расскажите об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте.

Дошкольный этап длится с 3 до 6 лет. На этом этапе дети очень любознательны и социально активны: они всё время нуждаются в партнёрах для игр, заводят новых друзей. Словарный запас увеличивается. Формируется абстрактное мышление. Многие дети начинают читать.

5. Какова роль периода раннего детства в развитии ребёнка?

В раннем детстве (1–3 года), или на ясельном этапе, у ребёнка быстро формируется мышление и усложняется речь. К концу этого периода ребёнок может свободно оперировать приблизительно пятью сотнями слов.

Ребёнок очень непоседлив, так как активно исследует окружающий мир. Если с ребёнком правильно заниматься, он может свободно запоминать десятки новых понятий в день и свободно осваивать иностранные языки. Но если с ребёнком мало общаются и он находится в изоляции, то его психика неминуемо пострадает и из него вырастет подобие дикого Маугли.

6. Какие процессы характерны для полового периода созревания мальчика и девочки?

У девочек-подростков половое созревание начинается в 9–10, а иногда в 11–13 лет. При этом формируется менструальный цикл — цикл созревания в яичниках новой яйцеклетки, прибавляется слой подкожного жира, увеличиваются молочные железы, расширяется таз.

У мальчиков-подростков начинается выработка сперматозоидов, развивается мускулатура, меняется форма щитовидного хряща и голос делается ниже, появляются волосы па лице и теле.

И мальчики, и девочки в период полового созревания очень быстро прибавляют в росте — до 20 см в год.

У подростков очень заметно меняется характер, появляется стремление к самостоятельности.

7. В чём суть явления акселерации?

Акселерация представляет собой ускорение полового и физического развития. За 1960–1970-е гг. люди стали гораздо выше, и объём грудной клетки заметно увеличился.

Выполни задание

Заполните таблицу «Особенности развития человека в постэмбриональный период».

Период Возрастные границы Стадии развития

Грудной период 2 мес. – 1 год Интенсивный рост, увеличение массы тела и мозга, более точечные движения. В три месяца младенец должен держать голову, а в полгода — ползать и самостоятельно садиться. Ребёнок обращает внимание на игрушки, различает взрослых, улыбается, реагирует на интонации речи. К году дети пытаются ходить и произносить слова.

Раннее детство 1–3 года Ребёнок продолжает расти, хотя рост замедляется, но быстро формируется мышление и усложняется речь. К концу этого периода ребёнок может свободно оперировать приблизительно пятью сотнями слов.

Дошкольный этап 3–6 лет Дети очень любознательны и социально активны. Словарный запас увеличивается. Формируется абстрактное мышление. Многие дети начинают читать.

Школьный этап 7–17 лет Ребёнок становится взрослым человеком. С 11 до 15 лет происходит половое созревание.

Обсуди с товарищами

1. Каков биологический смысл внутриутробного развития?

Биологический смысл внутриутробного развития заключается в развитии эмбриона и плода во время беременности. Внутриутробное развитие начинается с оплодотворения, на зародышевой стадии эмбрионального развития, и продолжается внутриутробно до рождения.

2. На ранних стадиях развития эмбрион человека похож на рыбу. В чём причина этого сходства?

Человек во время своего эмбрионального развития в первые недели имеет хорду, жаберные щели и хвост, то есть зародыш человека напоминает хордовых рыб. Причиной этого сходства является происхождение человека от рыбообразных предков.

Выскажи мнение

1. Выкармливание детёнышей молоком — один из главных признаков млекопитающих животных.

Основной из характеризующих признаков, лежащий в названии класса — выкармливание детенышей молоком, образующимся в специальных молочных железах. У всех млекопитающих самки выкармливают детенышей, начиная это делать обычно вскоре после родов.

2. В процессе развития кровь зародыша, а затем и плода с кровью матери не смешивается.

Плацента прочно соединяется со слизистой оболочкой матки. Однако кровь матери и кровь плода в плаценте не смешиваются, и обмен веществами между ними осуществляется через тончайший эпителий сосудов.

Плод связан с плацентой через пуповину (пупочный канатик). Весь плодный период внутриутробного развития ребёнок через плаценту получает из крови матери питательные вещества, кислород, гормоны и др. Из плода в организм матери поступают продукты обмена, предназначенные для выделения.