Параграф 54 ГДЗ Сивоглазов Каменский 8 класс (Биология)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Каменский, Сарычева 8 класс, Просвещение:

§54. ПАМЯТЬ И ОБУЧЕНИЕ

Встречается ли у животных обучение как процесс?

Да, у животных встречается обучение как процесс. Животное, например, после рождения приобретает новые навыки путем подражания взрослым особям.

Какова роль памяти в процессе познания?

Благодаря памяти мы храним информацию о событиях в окружающем нас мире, о наших реакциях на эти события, а также можем многократно извлекать эту информацию — вспоминать. Именно благодаря свойствам памяти человек в течение всей жизни может приобретать, сохранять и применять индивидуальный опыт.

Думай, делай выводы, действуй

Проверь свои знания

1. Что такое память, каково её значение?

Память — это сложный психологический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении полученной мозгом информации. Благодаря памяти мы храним информацию о событиях в окружающем нас мире, о наших реакциях на эти события, а также можем многократно извлекать эту информацию — вспоминать. Именно благодаря свойствам памяти человек в течение всей жизни может приобретать, сохранять и применять индивидуальный опыт.

2. Какие бывают виды памяти?

По длительности сохранения информации выделяют кратковременную и долговременную память. Кратковременная память имеет продолжительность от нескольких секунд до нескольких минут. Объём кратковременной памяти относительно невелик. В долговременной памяти может храниться гигантский объём информации, который накапливается в течение всей жизни человека.

По наличию цели различают непроизвольную и произвольную память. При непроизвольной памяти цель запоминания не ставится, а наиболее хорошо запоминаются события, которые вызывают сильные положительные или отрицательные эмоции. Произвольная память — целенаправленное запоминание информации, иногда с применением специальных приёмов (повторение и др.).

По характеру запоминаемого материала память делится па сенсорную, моторную, эмоциональную и логическую. Сенсорная память состоит в запоминании зрительных, слуховых, вкусовых и других образов. Моторная память заключается в приобретении различных двигательных навыков. Эмоциональная память связана с запоминанием пережитых эмоций, а воспоминание о прошедшем событии вызывает такие же эмоции, что и само событие. Логическая память связана с запоминанием прочитанного, услышанного или увиденного.

3. Чем долговременная память отличается от кратковременной?

В отличие от долговременной памяти кратковременная память имеет продолжительность от нескольких секунд до нескольких минут. Объём долговременной памяти больше, чем кратковременной.

4. Какую роль для человека играет обучение?

В ходе индивидуального развития человек постоянно обучается различным видам деятельности — различать объекты с помощью органов чувств и запоминать. С возрастом обучение становится всё более сложным, в процессе обучения у человека вырабатываются разнообразные условные рефлексы, а те, что имели большое значение в жизни маленького ребёнка — угасают. Формируются всё более сложные формы поведения.

5. Что такое воспитание? Какова его роль в жизни человека?

Воспитание — это формирование личностных качеств человека с целью формирования взглядов, убеждений. Воспитание позволяет подготовить человека к участию в общественной и культурной жизни, и начинается оно ещё в раннем детстве. В процессе воспитания и общения с людьми формируется внутренний мир человека.

Выполни задания

1. Перечислите этапы, из которых складывается процесс формирования памяти.

Процесс формирования памяти складывается из трёх этапов:

1) информация воспринимается органами чувств и специфическими рецепторами;

2) рецепторы распространяют импульсы по нервным путям;

3) импульсы достигают центра восприятия в коре головного мозга, где информация перерабатывается.

2. Подготовьте сообщения на темы «Тренировка памяти», «Нарушение памяти».

Тренировка памяти

Для чего нужно тренировать память

Память человека неразрывно связана с мозгом и мыслительными процессами. Чем больше информации мы удерживаем в памяти, тем больше активности у мозга, которому приходится эту информацию обрабатывать. Так мозг обучается и становится более развитым. Ученые выяснили, что мозг достигает пика активности в возрасте 16–25 лет, после чего когнитивные функции постепенно снижаются. Но это не значит, что нельзя вернуть мозгу былую силу. Как раз для этого необходимо тренировать мозг и память. Все действия, которые помогут тренировать память, легко можно включить в повседневную рутину.

Способы тренировки

Изучать иностранные языки. Это один из лучших способов, который развивает и мозг, и память. Когда вы изучаете иностранный язык, вы сталкиваетесь с новой и неизвестной системой, это стимулирует работу мозга и заставляет его выходить из зоны комфорта. Ступенчатый процесс изучения — вы начинаете с простых вещей и постепенно повышаете свой уровень, обеспечивает мозгу равномерную нагрузку.

Работать над воображением и визуализацией. Развивать память помогает образное мышление. Допустим, вам надо запомнить список покупок. Визуализируйте в уме те продукты, которые вы собираетесь купить. Так вы не забудете купить что-то важное. Также пробуйте мысленно представлять в уме образы того, что вы читаете, будь то художественная литература или статья в бизнес-издании. Механизм запоминания работает так, что в случае необходимости мозг воспроизведет нужный зрительный образ.

Нарушать автоматизм. Ежедневно мы совершаем множество рутинных действий — чистим зубы одной рукой, идем знакомой дорогой до работы и т.п. Мозг действует на автомате и не напрягается. Чтобы заставить его работать активнее, полезно иногда менять устоявшиеся привычки. Например, сменить обычный маршрут, почистить зубы другой рукой и т.д.

Для развития памяти можно делать простые упражнения, например: решать арифметические примеры; учить стихи; описывать предметы, отвернувшись от них; разгадывать кроссворды; выполнять действия с закрытыми глазами; делать мысленные экскурсии.

Тренировка памяти и внимания

Умение концентрироваться и удерживать внимание очень важно для развития памяти. Ведь именно так воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную. Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности. Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети.

Также можно выполнять упражнения для развития и внимания, и памяти. Например, тест Струпа тренирует как зрительную память, так и внимательность. Его суть в том, чтобы назвать вслух цвет слов как можно быстрее, но есть соблазн прочитать само слово, а не цвет, которым оно написано.

Тренировка памяти и мозга

Мозг и память человека взаимосвязаны, поэтому, когда мы тренируем память, мы тренируем и мозг. Кроме упомянутых выше, есть еще несколько лайфхаков, которые улучшат функционирование мозга и помогут ему эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Заниматься спортом. Ежедневные физические нагрузки улучшают работу мозга. Когда вы занимаетесь спортом, мозг получает больше кислорода. Также снижается риск диабета или сердечно-сосудистых заболеваний, а они — частые причины потери памяти.

Хорошо спать. Здоровый сон крайне важен для процессов обучения и запоминания. Во время глубокой фазы сна происходит укрепление памяти. Важно не только количество сна (7–9 ч.), но и качество, также рекомендуется ежедневно ложиться в одно и то же время. А за час до сна следует избегать взаимодействия со смартфоном или компьютером. Ведь свечение экранов оказывает негативное воздействие на организм, в частности, подавляет гормон сна мелатонин.

Отслеживать количество стресса и следить за здоровьем. Хронический стресс способен уничтожать клетки мозга, а также быть причиной потери памяти. Также следует наблюдать за здоровьем. Как и болезнь Альцгеймера, которая вызывает нарушения памяти, болезни сердца, диабет, дисбаланс гормонов также ухудшают когнитивные способности и могут влиять на наши способности концентрироваться и адекватно воспринимать новую информацию.

Нарушение памяти

Нарушение памяти — это патологические состояние, которое может быть симптомом множества заболеваний. В результате у пациента наблюдается нарушение восприятия реальности, выраженной в той или иной степени.

Этот симптом может быть как постоянным и сохраняться на протяжении длительного периода времени (или даже в течение всей жизни), так и эпизодическим. С последним вариантом сталкивался каждый четвертый — в разной степени и в разные периоды жизни.

Причины нарушения памяти

Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга.

К функциональным причинам относится:

- переутомление;

- неполноценный сон;

- тревога, стресс, депрессия;

- астения после ранее перенесённых соматических заболеваний.

Больные могут предъявлять такие жалобы: я забыл, зачем пришёл в эту комнату; не могу вспомнить, выключил ли утюг; не могу подобрать слова; не помню, как я доехал домой и др. Но это совсем не говорит о нарушении памяти, а обусловлено плохой концентрацией внимания (ваши мысли заняты другим) и рассеянностью в результате переутомления, недостаточного сна и др.

К органическим причинам относится:

- интоксикация (алкоголем, наркотиками, лекарственными препаратами, отравление тяжёлыми металлами и др.);

- нарушение мозгового кровообращения — острое и хроническое (атеросклероз сосудов, сосудистый спазм);

- опухоли мозга;

- перенесённые черепно-мозговые травмы (ЧМТ);

- соматические заболевания, приводящие к сбою метаболизма и, как результат, воздействие продуктов обмена на головной мозг (печёночная, декомпенсация заболеваний щитовидной железы и др.);

- инфекционные поражения (энцефалит);

- психические болезни (шизофрения и др.);

- врождённое расстройство памяти, связанное как с генетическими заболеваниями (синдром Дауна и др.), так и с патологией беременности и родов;

- нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и др. Болезнь Альцгеймера — одно из самых частых заболеваний у пожилых и является причиной около половины всех случаев деменции. Как правило, данная патология начинается после 40 лет и с возрастом постепенно прогрессирует.

Обсуди с товарищами

Почему для запоминания желательно использовать все виды памяти?

Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем больше нейронов в мозге становятся активными, а значит, большее количество информации сохранится. Доказано, что если только прочитать текст, то через время мы сможем вспомнить только 10%, в то же время до 50% информации может запомниться, если сочетать чтение текста, желательно с яркими картинками (зрительная память), переписывание текста (моторная память) и слушание лектора (слуховая память).

Выскажи мнение

Внутренний мир человека формируется в процессе воспитания и общения с людьми.

В процессе обучения происходит и воспитание человека. Воспитание можно определить как формирование личностных качеств человека с целью формирования взглядов, убеждений. Воспитание позволяет подготовить человека к участию в общественной и культурной жизни, и начинается оно ещё в раннем детстве. В процессе воспитания и общения с людьми формируется внутренний мир человека.

Работа с моделями, схемами, таблицами

Составьте и заполните таблицу «Виды памяти».

Вид памяти Характеристика

По длительности хранения информации

Кратковременная Рассчитана на очень короткий срок хранения и использования информации, как правило, не превышающей двух-трёх десятков секунд.

Долговременная Может хранить информацию в течение всей жизни.

По наличию цели

Непроизвольная Цель запоминания не ставится, а наиболее хорошо запоминаются события, которые вызывают сильные положительные или отрицательные эмоции

Произвольная Целенаправленное запоминание информации, иногда с применением специальных приёмов (повторение и др.).

По характеру запоминаемого материала

Сенсорная Запоминание зрительных, слуховых, вкусовых и других образов

Моторная Приобретение различных двигательных навыков

Эмоциональная Запоминание пережитых эмоций, воспоминание о прошедшем событии вызывает такие же эмоции, что и само событие.

Логическая Запоминание прочитанного, услышанного или увиденного.