Параграф 41 ГДЗ Пасечник 10 класс Углубленный уровень (Биология)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:

§ 41. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Вспомните:

1. Где происходит развитие зародыша человека?

Развитие зародыша человека происходит в мышечном органе — матке.

2. Как называется личинка бабочки? Лягушки?

Личинка бабочки — гусеница, лягушки — головастик.

Проверьте себя

1. Приведите примеры животных, которые проводят большую часть жизни в личиночном состоянии.

Личиночная стадия преобладает у майского жука, у бабочки.

2. У кого из млекопитающих плацента не образуется?

У утконоса и ехидны плацента не развивается, и они размножаются откладкой яиц.

3. На какой стадии развития зародыша закладываются внутренние органы?

Формирование органов начинается на стадии формирования нервной системы, когда между эктодермой и энтодермой закладывается третий зародышевый листок — мезодерма.

4. Какой процесс называют онтогенезом? Какие выделяют периоды онтогенеза?

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

В составе онтогенеза принято различать два периода (фазы):

1) эмбриональный — начинается с момента возникновения зиготы и длится до рождения или выхода из яйцевых оболочек;

2) постэмбриональный — начинается с выхода из яйцевых оболочек или рождения и продолжается до конца жизни особи.

5. Чем обычное деление клеток отличается от дробления?

От обычного деления клеток дробление отличается тем, что полученные в результате дробления клетки не растут, а поэтому с каждым следующим делением становятся всё более мелкими, при этом увеличивается только их количество.

Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающую эмбриональное развитие организма.

ПОДУМАЙТЕ

1. В XX в. многие учёные, критикуя биогенетический закон в формулировке Геккеля, говорили о том, что «в нём перепутались причина и следствие». Почему они так считали?

В каком-то смысле в биогенетическом законе перепутаны причины и следствия. Филогенез есть последовательность онтогенезов, следовательно, изменения взрослых форм в ходе филогенеза могут основываться только на изменениях онтогенеза.

2. Какой биологический смысл в рождении близнецов?

Биологический смысл рождения близнецов не налажен, так как это случайное явление, но их рождение является менее энергозатратным и за один раз рождается большее количество потомства.