Параграф 20 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:

§ 20. Видовая и пространственная структура экосистемы

1. Что такое среда обитания?

Среда обитания — это совокупность природных условий, в которых обитает организм.

2. Какова роль света в жизни растений и животных?

Растения используют свет для фотосинтеза — процесса, при котором они преобразуют световую энергию в химическую энергию в виде глюкозы. Это позволяет им производить органические вещества, необходимые для роста и развития. Животные используют свет для ориентации в пространстве, поиска пищи и партнеров для размножения.

Какое значение имеет пространственная структура сообщества?

Пространственная структура экосистемы является показателем разнообразия условий жизни организмов, богатства и полноты использования ими ресурсов среды. В определённой мере она характеризует также устойчивость сообщества. т. е. его способность противостоять внешним воздействиям.

1. Какое значение имеет разнообразие видов в сообществе?

Разнообразие видов в сообществе играет ключевую роль в поддержании стабильности и устойчивости экосистемы, а также в обеспечении ее способности адаптироваться к изменениям внешней среды.

2. Чем объясняется ярусное строение фитоценозов?

Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу. Растения разных ярусов живут в различающихся по некоторым параметрам (освещённости, влажности и др.) условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность сообщества.

3. Что такое пищевая цепь и пищевая сеть?

Пищевая сеть – схема всех пищевых взаимосвязей между видами этого сообщества.

Пищевая цепь – составная часть пищевой сети, отдельный канал, по которому передается вещество и энергия.

Расскажите, основываясь на своих наблюдениях, о жизни животных, обитающих в разных ярусах лесного сообщества.

В лесном сообществе животные обитают на разных ярусах, и их жизнь зависит от конкретного яруса.

На верхнем ярусе, в кронах деревьев, обитают птицы, такие как сойки, дятлы, совы и соловьи. Они питаются насекомыми, ягодами и семенами. В этом же ярусе можно встретить белок, которые питаются орехами и семенами.

На среднем ярусе, в кустарниках и нижних ветвях деревьев, обитают зайцы, мыши, ежи и некоторые виды птиц. Они питаются ягодами, семенами, насекомыми и мелкими животными.

На нижнем ярусе, в траве и подлеске, обитают кроты, мыши, змеи и некоторые виды птиц. Они питаются насекомыми, червями, ягодами и семенами.

В подстилке, на земле, обитают дождевые черви, муравьи, жуки и некоторые виды птиц. Они питаются растительными остатками, насекомыми и мелкими животными.

Выполните лабораторную работу № 5 «Описание экосистем своей местности» на с. 267.

Ход работы:

1. Дайте общее описание экосистемы, указав её тип: естественная (лес хвойный (еловый, сосновый), лес смешан-ный, степь, кустарники (ивняк), болото травянистое и т. д.) или искусственная (агробиоценоз – поле, огород, сад, пастбище и т. д., экосистема населённого пункта - парки, скверы и т. д.).

Тип экосистемы: искусственная, экосистема населённого пункта – городской парк.

2. Определите условия окружающей среды экосистемы:

a) с помощью термометра определите температуру воздуха и почвы в двух-трёх местах;

Температура воздуха: 20°C

Температура почвы: 18°C

Измерения проведены в трёх местах: на лужайке, под деревьями и вблизи пруда.

б) определите вид почвы, указав её механические свойства (плотность, водопроницаемость, влагоёмкость, аэрацию, теплоёмкость, теплопроводность) и минеральный состав.

Механические свойства:

• Плотность: средняя

• Водопроницаемость: хорошая

• Влагоёмкость: высокая

• Аэрация: хорошая

• Теплоёмкость: средняя

• Теплопроводность: умеренная

Минеральный состав: преимущественно песчаный и глинистый, с примесью органических веществ.

3. Определите видовой состав растений:

a) определяются древесные виды, из них выделяются доминирующие;

Доминирующие: берёза, клён, липа

Другие виды: дуб, рябина

б) определяются травянистые виды, из них выделяются доминирующие.

Доминирующие: одуванчик, крапива, мятлик

Другие виды: клевер, пырей

4. Определите пространственную структуру сообщества: укажите число надземных ярусов, определите виды растений, входящие в различные ярусы.

Первый ярус: деревья (берёза, клён, липа)

Второй ярус: кустарники (сирень, шиповник)

Третий ярус: травянистые растения (одуванчик, крапива, мятлик)

5. Изучите животный мир сообщества. Определите беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в этой экосистеме.

Беспозвоночные:

• Муравьи

• Жуки

• Пауки

Позвоночные:

• Птицы: воробей, голубь, синица

• Млекопитающие: белка, крот

6. Выявите примеры паразитических и мутуалистических отношений в экосистеме.

Паразитические отношения. Лесные муравьи и тли: муравьи защищают тлей от хищников, а тли снабжают муравьёв сладким выделением.

Мутуалистические отношения. Птицы и деревья: птицы распространяют семена деревьев, поедая их плоды.

7. Составьте примерные схемы пищевых цепей в сообществе.

Травы (одуванчик) > Травоядные насекомые (кузнечики) > Птицы (воробьи)

Листья деревьев (берёза) > Насекомые (жуки) > Млекопитающие (белки)

8. По результатам работы сделайте выводы.

Примечание. Каждая группа докладывает результаты своей работы, которые анализируются учениками класса, и на их основе делается вывод о состоянии окружающей среды в микрорайоне школы.

Экосистема городского парка является искусственной, но содержит разнообразные виды растений и животных.

В экосистеме наблюдаются умеренные температуры воздуха и почвы, хорошая водопроницаемость и влагоёмкость почвы.

Экосистема включает множество видов деревьев, кустарников и трав, а также разнообразных беспозвоночных и позвоночных животных.

В экосистеме существуют как паразитические, так и мутуалистические отношения, что указывает на её сложность и взаимозависимость компонентов.

В экосистеме парка функционируют различные пищевые цепи, демонстрирующие взаимодействие между растениями, насекомыми и позвоночными животными.