Практическая работа 4 ГДЗ Габриелян Остроумов 7 класс (Химия)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Габриелян, Остроумов, Сладков 7 класс, Просвещение:

Практическая работа № 4

ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

Цель работы — освоение простейших способов очистки веществ: фильтрования и выпаривания; совершенствование умений работать по инструкции и оформлять отчёт о химическом эксперименте.

В старину соль стоила очень дорого. Возможно, поэтому считалось, что просыпанная на пол соль могла стать источником семейной ссоры. Как можно помирить поссорившихся с помощью известных вам способов разделения смесей?

Выданную учителем смесь твёрдого хлорида натрия с песком рассмотрите внимательно и опишите внешние признаки смеси. Определите, к какому типу она относится: к гомогенным смесям или гетерогенным.

1. Используя шпатель, насыпьте в другой стакан порцию загрязнённой соли (5—7 шпателей).

2. Добавьте в стакан 25 мл воды.

3. Содержимое стакана перемешайте стеклянной палочкой, снабжённой резиновым наконечником.

4. Наблюдайте растворение загрязнённой соли в воде. Сделайте вывод о том, как влияет перемешивание смеси на скорость растворения соли.

5. Соберите установку для фильтрования, используя лабораторный штатив с кольцом и воронку.

6. Изготовьте конусный бумажный фильтр, используя фильтровальную бумагу или бумажное полотенце.

7. Вложите фильтр в воронку так, чтобы он плотно прилегал к её стенкам, не доходя до края воронки на 0,5 см.

8. Смочите фильтр дистиллированной водой, удерживая воронку наклонно и вращая её над стаканом.

9. Вставьте воронку с фильтром в кольцо штатива так, чтобы конец воронки касался внутренней стенки стакана.

10. Наливайте приготовленный раствор на фильтр небольшими порциями по стеклянной палочке (жидкость не должна доходить до краёв фильтра на 5 мм). Чтобы не порвать фильтр, палочкой касаются боковой стенки воронки.

11. Наблюдайте осаждение песка на фильтре и появление прозрачного фильтрата в стакане. Выньте воронку с фильтром из кольца штатива.

12. Проведите выпаривание фильтрата в фарфоровой чашке, установленной в кольце штатива. Вылейте в неё не весь фильтрат, а 1—2 мл (рис. 110).

13. Зажгите спиртовку и нагревайте содержимое выпарительной чашки. Нагревание прекратите, когда появятся первые кристаллы соли. Погасите спиртовку. Отметьте, что дальнейшая кристаллизация соли проходит без нагревания. Сравните полученную соль с загрязнённой. Разберите экспериментальную установку.

14. Оформите отчёт о выполненной работе.

Цель работы – освоение простейших способов очистки веществ: фильтрования и выпаривания; совершенствование умений работать по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.

Смесь соли с песком является гетерогенной, т.к. замета граница раздела фаз между частицами песка и поваренной соли.

Шпателем помещают порцию смеси в химический стакан, добавляют 25 мл воды, перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником до растворения соли.

Чем интенсивнее происходит перемешивание, тем быстрее растворяется содержащаяся в смеси соль.

Помещают стеклянную воронку в кольцо штатива, изготавливают из фильтровальной бумаги конусный фильтр, который вкладывают в воронку так, чтобы он плотно прилегал к ее стенкам, не доходя до края воронки на 0,5 см. Смачивают фильтр водой, устанавливают воронку в кольце штатива так, чтобы ее конец касался стенки стакана.

Наливают приготовленный раствор на фильтр небольшими порциями по стеклянной палочке, не доходя до краев фильтра.

Наблюдается осаждение песка на фильтре и появление прозрачного фильтрата в стакане.

В кольцо штатива устанавливают фарфоровую чашку, наливают в нее 1-2 мл фильтрата и нагревают над пламенем спиртовки до появления первых кристаллов соли.

Дальнейшая кристаллизация проходит без нагревания. Полученная соль выглядит белее и чище загрязненной.

Вывод. Таким образом, фильтрование и выпаривание позволили разделить гетерогенную смесь соли и песка – используя различную растворимость компонентов в смеси, соль перевели в раствор, отделили от песка фильтрованием и выпарили воду, получив очищенную соль.