Параграф 9 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:

§9. Наука в современном обществе

Чем отличается духовная сфера от других сфер общества?

Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает в себя язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях.

Во-вторых, созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий. Это и учителя, и библиотекари, и музейные работники, и учёные в самых разных областях знания. Кроме того, в этой сфере трудятся писатели, художники, артисты, музыканты. Духовная сфера охватывает и учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры. Это музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.

В-третьих, достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. К ним можно отнести немало школьных музеев боевой славы, краеведческих и других, созданных учащимися.

Каковы особенности учения как вида деятельности?

Учение как вид деятельности характеризует в первую очередь направленность на получение знаний, умений, навыков.

Что означают понятия долга и чести?

Долг - это осознание необходимости исполнения моральных норм.

Честь - это внутреннее нравственное достоинство человека, моральная честность.

Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?

Возрастание роли науки в современном обществе связано с развитием общества и развитием технологий. Развитие науки необходимо для развития научно-технического прогресса. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Сформулируйте своими словами основную мысль данной резолюции. Как можно охарактеризовать позицию известных учёных в вопросе защиты мира?

Основная мысль данной резолюции заключается в недопустимости применения ядерного оружия и стремления разрешать споры между государствами исключительно мирным способом. Позиция ученых - миротворческая, дипломатическая.

1. Охарактеризуйте науку как особую систему знаний.

В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки).

В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний - методы наблюдений, экспериментов, расчётов, доказательств. Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык - формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Наука, в отличие от мифологии или обыденного знания, предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами.

2. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

Наука представляет собой не только особую систему знаний, но и систему организаций и учреждений, в которых она создаётся. Ушли в прошлое времена учёных-одиночек, которые в тиши уединения были заняты поиском философского камня. Постепенно возникали специализированные научные учреждения. Сначала ими были университеты, потом лаборатории, институты, академии, а позднее - научные центры и даже целые города. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру - библиотеки, музеи, испытательные станции, ботанические сады и т. п.

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

Современная наука выходит за рамки отдельных государств, и объединения учёных нередко включают специалистов определённой области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Учёные, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них - Нобелевская премия. Без развития науки невозможен научно-технический прогресс.

4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

Скрупулёзное следование истине, честность перед самими собой и другими отличают настоящих учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.

Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, - проблема последствий их работы. Неоднократно известные учёные делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

5. В чём выражается рост влияния науки на современное общество?

С конца ХХ в. наука выступает в качестве общественной силы. Она во многом оказывает влияние на самого человека, даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки - учёные - являются существенной частью социально активного населения.

6. Какими чертами характеризуется научно-технический прогресс?

Во-первых, это разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме. Во-вторых, создание и развитие качественно новых технологий (например, биотехнологий, информационных технологий). В-третьих, открытие и внедрение новых видов и источников энергии, использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами. В-четвёртых, широкое развитие автоматизации производственных процессов, которое сопровождается внедрением новых форм организации труда и производства.

1. А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласны ли вы с писателем? Какие аргументы вы можете привести для доказательства своей точки зрения?

Я отчасти согласна с писателем. С конца ХХ в. наука выступает в качестве общественной силы. Она во многом оказывает влияние на самого человека, даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки - учёные - являются существенной частью социально активного населения.

Без науки невозможен научно-технический прогресс, который создает и обеспечивает производство.

2. Подготовьте сообщение о научной и общественной деятельности одного из россиян - лауреатов Нобелевской премии в области науки.

Иван Петрович Павлов, (1849—1936 гг.), физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской Академии наук и АН СССР. Лауреат Нобелевской премии 1904 г.

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани в семье приходского священника.

В 1860—1869 гг. учился в Рязанском духовном училище, затем в семинарии.

Под впечатлением от книги И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» он добился у отца позволения сдавать экзамены в Петербургский университет и в 1870 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета.

В 1875 г. удостоился золотой медали за работу «О нервах, заведующих работою в поджелудочной железе».

Получив степень кандидата естественных наук, поступил на третий курс Медико-хирургической академии и окончил её с отличием.

В 1883 г. защитил диссертацию «Центробежные нервы сердца» (одна из нервных ветвей, идущая к сердцу, ныне усиливающий нерв Павлова).

Став в 1888 г. профессором, Павлов получил собственную лабораторию. Это позволило ему без помех заняться исследованиями нервной регуляции при выделении желудочного сока.

В 1891 г. Павлов возглавил физиологический отдел в новом Институте экспериментальной медицины.

В 1895 г. он сделал доклад о деятельности слюнных желёз собаки. «Лекции о работе главных пищеварительных желёз» вскоре были переведены на немецкий, французский и английский языки и опубликованы в Европе. Труд принёс Павлову большую известность.

Впервые понятие «условный рефлекс» учёный ввёл в докладе на Конгрессе естествоиспытателей и врачей стран Северной Европы в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) в 1901 г.

В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению Павлов получил Нобелевскую премию.

В 1907 г. Иван Петрович стал академиком. Он начал исследовать роль различных отделов головного мозга в условно-рефлекторной деятельности.

В 1910 г. увидел свет его труд «Естествознание и мозг».

3. В конце 80-х гг. ХХ в. японские учёные составили прогноз научно-технического развития на ближайшие 2030 лет. Они прогнозировали следующие открытия: 1990-е гг. - победа над СПИДом; создание роботов-сиделок, способных обслужить пожилых и лежачих больных; 2001-2010-е гг. - преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение остановить рост раковых клеток и превратить их в нормальные; начало туристических экспедиций в космос; 2010-2020-е гг. - создание автомобиля на водородном топливе, понимание механизмов памяти и старения, создание искусственного глаза.

Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро?

Предложите свой прогноз на основе уточнения прогноза японских учёных.

Сбылись прогнозы о преобладании электронных газет среди информационных изданий, применении пишущих машинок (такие технологии есть, но они пока несовершенны и неразвиты повсеместно), а также создании автомобиля на водородном топливе. Наиболее быстро развиваются компьютерные науки.

Я считаю, что до 2030 года будут совершенствоваться возможности искусственного интеллекта, робототехники и клонирования.

4*. По материалам Интернета подготовьте сообщение об одном из технополисов в вашем регионе (крае, области).

Технопарк в сфере высоких технологий Свердловской области "Университетский".

Проект развития Технопарка "Университетский" реализуется в соответствии с федеральной программой Министерства связи и массовых коммуникаций РФ "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" при поддержке Правительства Свердловской области.

Миссия технопарка:

Развитие научно-технического, инновационного и промышленного потенциала Свердловской области для обеспечения модернизации и роста экономики, а также решения социальных задач региона.

Услуги и компетенции

- Специализированные

0 центр инжиниринга

0 центр прототипирования

0 центр сертификации

- Консультационные

0 фонд “Сколково”

0 институты развития

0 РМЦ СО

- Организационные

0 мероприятия

По технопарку проводятся экскурсии.