Готовимся к экзамену Глава 2 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:

Готовимся к экзамену

Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения высшего профессионального образования в России. Религия, её роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Различаем факты и мнения

1. Прочитайте текст, каждое предложение которого отмечено буквой.

(А) Каждый, кто живёт в России, ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. (Б) Многим россиянам приходится на практике решать задачу выбора предпочтений. На что потратить свои деньги: на материальные или духовные запросы? (В) Выход из непростой ситуации некоторым учёным и общественным деятелям видится в разумном сочетании интересов государства и культурного сообщества.

Определите, какое(ие) положение(я) текста:

1) отражает(ют) факты;

2) выражает(ют) мнения;

Запишите в таблицу цифру, обозначающую характер соответствующего положения.

Ответ:

А - 1

Б - 1

В - 2

2. В §8 «Образование» приведены две рубрики «Факты». Перечитайте их и предложите, какие мнения могут быть высказаны в связи с указанными в них данными. Сформулируйте к каждой рубрике по два суждения-мнения.

Рубрика 1:

- в России присутствует нехватка школ, не всем детям хватает мест в школах

- в России достаточное количество школ, их сеть довольна развита

Рубрика 2:

- в России немного выпускников после школы поступают в высшие учебные заведения

- в России довольно много вузов и их филиалов, мест хватает на всех желающих

Анализируем и оцениваем суждения

1. Перечитайте раздел «Возрастание роли современной науки» в §9. Обдумайте приведённые ниже суждения. Выделите те, которые, на ваш взгляд, верно отражают роль науки именно в современном обществе.

1) Наука представляет собой неотъемлемый элемент духовной жизни общества.

2) Связь между наукой и производством является непосредственной и необходимой.

3) Наука вооружила человека рациональным способом познания.

4) Наука играет важную роль в обществе благодаря тому, что учёные являются существенной частью социально активного населения.

Ответ: 234

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи науки и техники?

A. Научно-технический прогресс представляет собой непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений науки.

Б. В определённые моменты преобразования техники на основе научных открытий приводят к коренным изменениям в обществе, т. е. носят революционный характер.

1) верно только А

2) верно только

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Проводим сравнение и классификацию

В приведённом ниже списке указаны черты сходства и различия общего и профессионального образования. Выберите и запишите в таблицу порядковые номера черт сходства и черт различия.

1) Осуществляется на основе государственных документов, определяющих текущие и перспективные задачи образования.

2) Направлено на получение знаний, умений, компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере.

3) Является значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства.

4) Нацелено на подготовку к жизни в обществе, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Ответ:

черты сходства - 1, 3

черты различия - 2, 4

Анализируем статистический материал

1. Ознакомьтесь со статистическими данными, указанными в §5, о библиотеках, находящихся в федеральном ведении. Из этих показателей выделите такие, которые свидетельствуют о реальном посещении библиотек читателями и посещении веб-сайтов библиотек.

Составьте графики, отражающие динамику этих показателей за период с 2010 по 2014 г.

2. Используя полученные вами знания, укажите, какие факторы повлияли на изменение характера пользования библиотеками.

- ускорение научно-технического прогресса

- рост популярности Интернета и веб-ресурсов

- массовый переход населения на пользование сайтами

- компьютеризация

3. Выберите из приведённых ниже выводов те, которые можно сделать на основе составленных вами графиков и дополнительной информации.

1) Посещение веб-сайтов библиотек федерального ведения в рассматриваемые годы росло постоянно и неуклонно.

2) При сокращении числа библиотек федерального ведения в РФ выдача книг в эти же годы ежегодно росла.

3) В указанные годы число пользователей библиотек федерального ведения росло.

4) Максимальный рост библиотечного фонда библиотек федерального ведения приходится на период с 2010 по 2011 г.

5) Представленные данные показывают расширение использования возможностей информационных технологий в работе библиотек федерального ведения.

Ответ: 25

Составляем план текста

Восьмиклассники получили задание составить развёрнутый план раздела «Свобода совести, свобода вероисповедания» §10 «Религия как одна из форм культуры». Необходимо было выделить не менее трёх пунктов и два из них конкретизировать в подпунктах. Рассмотрите получившиеся варианты плана. Какой из вариантов более полно и логично отражает содержание? Свой ответ поясните.

Вариант 1

1. Понятие «совесть».

2. Свобода вероисповедания:

- право выбирать вероисповедание;

- право на атеистические взгляды.

3. Свобода совести в РФ:

- признание равноправия всех религий на территории страны;

- возможность свободно отправлять свой культ;

- церковь отделена от государства;

- равный доступ последователей всех религий и атеистов к получению основного общего, среднего и профессионального образования.

Вариант 2

1. Российская Федерация - государство, в котором представлено множество религий.

2. Что такое свобода совести:

- свобода совести как путь к преодолению религиозной розни в обществе;

- свобода совести как право человека самостоятельно формировать и открыто выражать свои убеждения.

3. Принцип свободы вероисповедания.

4. Свобода совести и свобода вероисповедания по Конституции РФ:

- светский характер государства;

- равенство прав и свобод граждан, независимо от их отношения к религии;

- равенство религиозных объединений, отделённых от государства, перед законом;

- право на исповедание любой религии или на атеизм;

- право на создание религиозных организаций.

Я считаю, что наиболее точным вариантом плана является вариант 1, так как он в наибольшей степени соответствует содержанию части параграфа. Второй вариант содержит менее точные формулировки, нарушает порядок повествования в тексте. Кроме того, в тексте нет информации о 2 и 3 подпунктах из пункта 4 второго варианта. Пункт “Что такое свобода совести” раскрыт некорректно.