Параграф 2 ГДЗ Котова Лискова 10 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение, Сферы:

§2. Культура и духовный мир человека

Какие потребности человека относят к духовным? Почему?

Духовными называют потребности в познании, достижении гармонии и красоты, религиозной вере, творческой деятельности. Эти потребности называются духовными, потому что они связаны с духовным миром человека.

Каковы основные признаки массовой, элитарной и народной культур?

Народная культура отражает национальный характер. Она создаётся коллективной творческой деятельностью народа, показывает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные исторические события. Произведения народной культуры, как правило, анонимны и нередко передаются устно из поколения в поколение.

Массовая культура – культура индустриального общества, связанная с развитием массового производства и стандартами потребления, научно-техническими достижениями. Её цель - развлечь и отвлечь людей от их повседневных проблем и забот, помочь снять стресс. Отличительная черта массовой культуры - её коммерческий характер.

Элитарная культура рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Создатели прежде всего стремятся к самовыражению и наиболее полному воплощению своих идей.

Изучаем представления людей о культуре и её разновидностях.

Некоторые люди считают массовую культуру низкой, а другие говорят, что эта культура также имеет право на существование. Также мнения опрошенных разделились по поводу вопроса понимания элитарной культуры.

«ПОМОЩНИК»:

Опросите 4-5 своих близких и знакомых по следующим вопросам:

Что такое культура?

В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы. Культурой также называют совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности.

Слово «культура» используется и для характеристики отдельных исторических эпох, этносов или наций. Говорят также о культуре (культурности) как уровне развития человека как члена общества.

Какие произведения народной культуры вы знаете?

• Сказки

• Былины

• Пословицы

• Поговорки

• Народные песни

• Народные танцы

Считаете ли вы массовую культуру низкой? Почему?

Я не считаю массовую культуру низкой, потому что это тоже является проявлением культуры. Творцы массовой культуры также создают произведения, вкладывают в них определенную идею, стараются выразить свои мысли и ценности.

Стремитесь ли вы понять произведения элитарной культуры?

Я стараюсь понять произведения элитарной культуры. Понять произведения элитарной культуры бывает тяжело, но каждый должен стремиться сделать это. Стоит саморазвиваться и пытаться понять идею автора.

Проанализируйте ответы. Сделайте выводы о сходстве и различиях в позициях разных людей.

Некоторые люди считают массовую культуру низкой, а другие говорят, что эта культура также имеет право на существование. Также мнения опрошенных разделились по поводу вопроса понимания элитарной культуры.

Каковы сущностные признаки понятия «культура»?

Культура - 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.

Что такое субкультура и контркультура?

Субкультура – это культура, создаваемая представителям и отдельных социальных групп. Субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.

В процессе развития культуры локальные культурные ценности могут выходить за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культурологами это понятие рассматривается, по меньшей мере, в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить её. Во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп общества.

Какой смысл вкладывают в понятие «диалог культур»?

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований различного масштаба - речь идёт и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

Какой смысл вкладывают в понятие «духовный мир» человека?

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений.

Что такое общественное сознание?

Совокупность представлений людей об общественных явлениях и процессах называют общественным сознанием.

Назовите и охарактеризуйте уровни общественного сознания.

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение - система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, самому себе. Это система идей, создающая определённую картину мира.

Какие виды мировоззрения выделяют учёные? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

B мифологическом мировоззрении смешиваются естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.

Религиозное мировоззрение исходит из веры в сверхъестественное, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием.

Философское мировоззрение складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. В философии, как правило, стараются в последовательно-логической форме дать ответ на мировоззренческие вопросы, обосновать свои утверждения, апеллируя при этом не к чувствам человека, а к его разуму.

Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, т.е. совокупность научных представлений о природе, обществе и мышлении.

Обыденное мировоззрение формируется, как правило, стихийно, в процессе практической деятельности человека. Оно опирается на непосредственный жизненный опыт человека.