Параграф 21 ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:

§ 21. Гражданское общество и правовое государство

Почему люди хотят жить в правовом государстве?

Люди хотят жить в правовом государстве, потому что в таком государстве гарантируются и соблюдаются права и свободы человека. Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Какими правами обладает каждый человек?

Каждый человек обладает естественными и гражданскими правами. К естественным правам человека относятся право за жизнь и здоровье, право на безопасность и другие. К гражданским правам человека относятся право на участие в референдумах, собраниях, право на свободу слова и другие.

Как он может их защитить?

Человек может защищать свои права через суд. Права человека защищают Конституция, отдельные кодексы и законы, а также уполномоченный по правам человека.

1. В чём выражается правовой характер государственной власти?

В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не абсолютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положены известные пределы, которых она не может преступать.

2. Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? Приведите примеры этих прав.

Государство не имеет право стеснять или нарушать субъективные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан иначе, как по суду.

3. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве?

Этот неприкосновенный характер некоторых субъективных прав отмечается и в законодательстве или путём торжественного провозглашения их в декларациях прав человека и гражданина, или путём особой кодификации их в конституциях.

4. Опираясь на полученные знания, назовите документ, в котором провозглашённые права человека рассматриваются в качестве современных международных стандартов.

Впервые на Европейском континенте декларация прав была провозглашена французским Национальным Собранием в 1789 г., затем она была принята с некоторыми изменениями и дополнениями почти во все конституции европейских народов.

5. Какие ещё документы в области прав человека вам известны?

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году. Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Каковы механизмы их защиты?

Они защищаются ООН, а также отдельными странами. Существует Совет ООН по правам человека.

1. Охарактеризуйте признаки правового государства. В чём их сущность и значимость?

Главный признак правового государства — верховенство права в обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность ещё один признак правового государства. Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определённую меру.

Принимая законы и другие политические решения, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие определённой системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов.

2. Что представляют собой сферы жизнедеятельности гражданского общества и как оно связано с правовым государством?

Социальная подсистема охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупными блоками. Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. Во втором блоке представлены вторичные социальные группы.

Экономико-хозяйственная подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребностей людей.

Духовно-культурная подсистема обусловлена удовлетворением потребностей людей в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, творчестве.

Политическая подсистема включает прежде всего власть на местах или местное самоуправление.

3. Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом.

Какова его роль в гражданском обществе?

Согласно поправкам к Конституции Российской Федерации 2020 г., «органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом» (ст. 131).

Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий, но не должно противоречить закону.

«Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения... обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи» (ст. 132).

1. Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её нрав, интересов, чести и достоинства. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

Я считаю, что главным признаком правового государства является верховенство закона. В правовом государственной именно право определяет жизнь людей. Второй гражданин тоже отчасти прав, ведь эти права призваны обеспечивать права личности.

2. В 2014–2015 гг. произошли существенные изменения в законодательстве о местном самоуправлении. К числу новаций относится, в частности, возможность создания законами субъектов РФ двух новых видов муниципальных образований городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов. Кроме того, субъекты РФ вправе теперь самостоятельно устанавливать и законодательно закреплять способы формирования и(или) избрания представительных органов муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, а также способы избрания глав муниципальных образований. Сделайте все возможные выводы и предположения на основе приведённых фактов.

• Центральная власть предоставила больше свободы власти на местах

• Эти положения способствуют учёту определённых особенностей местности, позволяет использовать индивидуальный подход

• Данные положения способствуют более эффективному формированию местной власти

• Данные положения способствуют повышению эффективности работы местной власти

3. Выясните, кто является главой муниципального образования в той местности, где вы живёте. Подготовьте вопросы для беседы (интервью) с ним.

• Какие проблемы вы считаете наиболее существенными для нашего региона?

• Как Вы думаете, люди довольны жизнью в нашем регионе?

• Какие объекты Вы планируете развивать?

• Как Вы взаимодействие с населением?

4. Подготовьте анкету для проведения социологического опроса старшеклассников вашей школы: какова роль интернет-ресурсов в реальной политике?

• Какими интернет-ресурсами вы пользуетесь?

• Как часто вы встречаете политический контент?

• Видите ли вы политический контент в социальных сетях?

• Следите ли вы за политикой?

• Если да, то через какие интернет-ресурсы?

• Оцените важность интернет-ресурсов в приобщении к политике.

В процессе исследования выявите, отличаются ли ответы юношей на этот вопрос от ответов девушек.

Ответы юношей отличаются от ответов девушек. Юноши чаще вовлечены в политику и интересуются ей, поэтому большее количество юношей отметило, что для них интернет-ресурсы играют значительную роль в политическом просвещении.

5. Опираясь на сетевые и другие СМИ, а также на свой личный опыт и опыт одноклассников, подготовьте проект по теме «Молодёжь в становлении гражданского общества: тенденции и перспективы».