Параграф 27 ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:

§ 27. Политический процесс и культура политического участия

Может ли рядовой гражданин повлиять на политику?

Рядовой гражданин может повлиять на политику. Мы можем это делать путем политического участия. Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Почему нужна культура демократии?

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентаций на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

Каковы пути политического самосовершенствования личности?

Для политического самосовершенствования личности необходимо изучать политику, расширять свои знания и представления о политике.

1. Как трактуется понятие политического участия в тексте?

Совокупность различных способов вовлечения граждан в политику охватывается понятием политическое участие.

Опираясь на материал параграфа, дополните определение этого понятия.

Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

2. Объясните, почему участие граждан в политическом процессе — это атрибут демократического общества и условие эффективности государственной власти.

Понимание эффективности государственной власти как её способности выполнять свои основные функции с точки зрения большинства общества, а именно удовлетворение интересов граждан, предполагает широкое участие гражданского общества в процессе принятия политических решений и осуществление контроля над их исполнением. Поэтому и невозможно добиться эффективности власти чисто аппаратным путём, без реального вовлечения общества в процессы принятия и реализации политических решений.

3. Какова связь между реализацией властью интересов граждан и их участием в политике? Проиллюстрируйте ответ примерами.

Участие общества в осуществлении власти — важнейшая гарантия учёта и претворения его интересов в жизнь, а властные структуры, в свою очередь, должны быть открыты «внешним» импульсам, поступающим со стороны гражданского общества.

4. Как вы понимаете положение о том, что властные структуры должны быть открыты «внешним» импульсам?

Я думаю, это выражение означает, что власть должна адаптироваться к внешним реалиям, событиям и процессам. Также власть должна быть восприимчива к идеям и требованиям народа.

1. Что такое политический процесс?

Политический процесс — это функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за сё пределами.

2. Какие типы политических процессов вам известны?

3. Каковы структура и стадии политического процесса?

На первом этапе выявляется недовольство людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства. В современных демократиях формы предъявления требований разнообразны.

Принятие политических решений — второй этап политического процесса. Речь идёт о решениях по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. На данном этапе, как и на последующих, на первый план выходят государственные институты.

На третьем этапе исполнительные органы власти: министерства, службы и агентства — становятся основными исполнителями принятых решений. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые.

Контроль за исполнением решений и оценка результатов — четвёртый этап политического процесса. Анализируются результаты политических решений, и даётся оценка работе государственных органов.

4. В чём состоят особенности политического процесса в современной России?

После внесения новаций в закон о политических партиях их численность значительно возросла. Тем самым расширились возможности граждан выбирать наиболее приемлемую для себя политическую программу, а партий — выражать и представлять во властных структурах интересы более разнообразных групп и слоёв населения. Возвращение в 2014 г. к смешанной, мажоритарно-пропорциональной, системе выборов в Государственную Думу РФ закрепило право участвовать в избирательной кампании независимым кандидатам, что способствовало повышению конкуренции на выборах. К тому же избиратели имеют возможность установить прямую связь с избранными представителями, повысить их ответственность.

Не случайно поправки к Конституции РФ, расширяя полномочия и развивая систему сдержек и противовесов ветвей власти, направлены прежде всего на усиление роли парламента страны как представительного органа, имеющего мандат доверия граждан.

Закрепляются соответствующий статус и роль Государственного Совета Российской Федерации, в том числе как органа стратегического планирования и управления. Тем самым повышается роль входящих в Госсовет губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Наличие политических прав и свобод обеспечивает реальную возможность граждан участвовать в политике, в формировании властных структур через регулярные выборы. В стране функционирует системная оппозиция, возникают и набирают силу структуры гражданского общества.

5. В чём суть политического участия?

Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

6. Каковы возможные формы политической активности граждан?

Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений.

7. Почему политическое участие не всегда эффективно?

Располагая равными правовыми возможностями, разные люди по-разному вовлекаются в политический процесс. Учёными установлено, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность. Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причём влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

8. Что такое политическая культура?

Политическая культура — уровень и характер политических взглядов, знаний и убеждений граждан, степень развития умения применять их в общественно-политической деятельности.

1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством, одно лицо которого обращено в прошлое, другое в - будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.

Я думаю, это сравнение говорит о том, что у любого политического процесса есть как отрицательные, так и положительные последствия. Обратимся к примеру. В 1917 году произошла революция, в ходе которой установилась новая власть. С одной стороны, люди избавились от имперской власти, было провозглашено равенство. С другой стороны, установилась диктатура большевиков, а многие свободы были сокращены.

2. Охарактеризуйте стадии политического процесса на известном вам примере из курса истории.

Политический процесс – Столыпинские реформы

1. Выявление недовольства. В ходе революции 1905 г были выявлены аграрные проблемы, малоземелье

2. Принятие политических решений. Было решено провести реформу в области сельского хозяйства

3. Исполнение. Крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству.

4. Контроль. Государство помогало переселяться населению

3. Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Стимулирует политическую активность:

• понимание общественного долга и забота о всеобщем благе

• социально-экономических и политических интересов

• стремление повысить свой социальный статус

Мешает политической активности:

• разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее ценностей

• недоверие к власти

• отсутствие прочных политических знаний и убеждений

• политико-правовой нигилизм

4. Проведите небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими одноклассниками. Сделайте сообщение по итогам проведённой работы.

Исследование показало, что интерес к политике имеют 46% респондентов. В среднем старшеклассник может назвать три «громких» политических события 2020 года. Самыми популярными из них были следующие: голосование по внесению поправок в Конституцию РФ, протесты в Хабаровске, выборы и митинги в Белоруссии, выборы президента США, военный конфликт между Арменией и Азербайджаном.

В анкетах старшеклассники отметили, что узнают новости общественно-политического характера из сети Интернет, так ответили 37,4% опрашиваемых.

У школы есть потенциал активизации политического просвещения. Старшие школьники готовы обсуждать политические темы на уроках и во внеурочной деятельности, как показывает результат анкетирования. 62% респондентов «За» обсуждение политических тем в школе.

Мы выяснили, что среда школы все же оказывает влияние на политическую культуру обучающихся: в школе ребята получают базовые знания из области политики, учатся применять их в жизни, познают сущность политического участия, важность развития демократии и гражданского общества. Но эти знания носят в основном теоретический характер, в силу возраста дети имеют ограниченный опыт политического участия; в силу других обстоятельств, перечисленных выше, зачастую не могут применить полученные знания для понимания и объяснения реальной политики.