Урок 111 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:

Рассмотри рисунки. Сделай к ним подписи в тетради, используя слова и словосочетания.

Слова для справок: стол, журнальный стол, письменный стол, обеденный стол, теннисный стол.

Можно ли словом стол назвать все предметы, изображённые на рисунке?

Сравни, что точнее, конкретнее называет предмет — слово или словосочетание.

Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действие, но только точнее, конкретнее.

Например: дерево — хвойное дерево;

дорогой — очень дорогой;

идти — быстро идти.

1) Стол; журнальный стол.

2) Стол; письменный стол.

3) Стол; обеденный стол.

4) Стол; теннисный стол.

Предметы на рисунках можно назвать одним словом - стол. Но точнее предмет описывает словосочетание.

Упражнение 1. Составь и запиши словосочетания, называя предметы, признаки и действия более точно (используй слова для справок).

Образец: бегать — бегать наперегонки;

новый — совершенно новый; платье — шёлковое платье.

Предметы: компот, дом, игрушка. Признаки: трудный, весёлый, красный. Действия: построить, смотреть, выйти.

Слова для справок: любимый, слишком, деревянный, от волнения, очень, мост, из дома, пристально, из смородины.

Предметы.

Компот - компот из смородины.

Дом - деревянный дом.

Игрушка - любимая игрушка.

Признаки.

Трудный - очень трудный.

Весёлый - слишком весёлый.

Красный - красный от волнения.

Действия.

Построить - построить мост.

Смотреть - смотреть пристально.

Выйти - выйти из дома.

Сравни предложение и словосочетания.

1. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

2. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба.

У словосочетаний, в отличие от предложений, нет законченной мысли, цели высказывания и интонации.

Ответь на вопросы.

Выражает ли словосочетание законченную мысль?

- Словосочетание не выражает законченную мысль.

Можно ли определить вид словосочетания по цели высказывания (повествование, побуждение, вопрос)?

- У словосочетания нет цели высказывания.

Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией?

- Словосочетание нельзя произнести с восклицательной или невосклицательной интонацией.

Может ли словосочетание входить в состав предложения?

- Словосочетание может входить в состав предложения.

Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения.

Упражнение 2. Из словосочетаний составь предложение и запиши его.

гуляла по саду, любовалась гроздьями, моя бабушка, гроздьями сирени, белой сирени, пышными гроздьями, в первый вечер

Слова и словосочетания никогда не употребляются в речи вне предложения. В учебниках и словарях отдельные слова и словосочетания могут встречаться в упражнениях или словарных статьях. В устной и письменной речи используются только предложения.

Например:

— Куда путь держишь?

— Далеко...

— В гости?

— К бабушке.

— Надолго?

— На две недели.

В этом тексте слова и словосочетания далеко, в гости, к бабушке, надолго, на две недели являются предложениями, так как они произносятся с определённой целью и интонацией.

В гости? — вопросительное, невосклицательное.

На две недели — повествовательное, невосклицательное.

Такие предложения называются неполными, подробно о них ты узнаешь в старших классах.

В первый вечер моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени.

Упражнение 3. Запиши по группам: 1) слова; 2) словосочетания; 3) предложения.

ключи от квартиры, глубокое ущелье, около дома, орешник рос, люблю путешествовать, за рекой, осенью, бежать и подпрыгивать, сесть за парту, дует ветер, перед поездкой, первый класс

Проверь себя: одно сочетание слов не войдёт ни в одну группу.

1) Слова: около дома; за рекой; осенью; перед поездкой.

2) Словосочетания: ключи от квартиры; глубокое ущелье; люблю путешествовать; сесть за парту; первый класс.

3) Предложения: орешник рос; дует ветер.

Ни в одну группу не войдёт сочетание слов «бежать и подпрыгивать», потому что это однородные члены.

Упражнение 4. Выпиши из предложения все словосочетания. Определи, какой частью речи является главное слово в каждом словосочетании.

Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.

(М. Горький)

Под лёгким дуновением (сущ.); под дуновением (сущ.) ветра; знойного ветра (сущ.); покрывалось (гл.) рябью; мелкой рябью (сущ.).